Исследования современных трендов дистрибуции и управления запасами фармацевтической компании.

http://www.lfa.co.ua
«Украинская водочная компания (УВК) Nemiroff планирует построить в России завод по выпуску алкогольной продукции, проинвестировав в проект 30-35 млн. долл.».
«Кондитерская компания «Конти», входящая в тройку крупнейших производителей кондитерских изделий в Украине, реализовывает проект по строительству нового производственного комплекса в Донецке».
«Начато строительство второго центра торговли «МЕТРО» в Донецке».
«Компании АМИ (Донецк) и «Фокстрот – IT» объединили усилия с целью создания торговой сети – лидера на украинском розничном компьютерном рынке».
Такие новости ежедневно появляются в новостных лентах информагентств и на страницах бизнес - изданий. Компании расширяют свой бизнес, осваивают новые регионы, открывают новые производственные площадки. Розничные сети открывают новые магазины. Цепи поставок становятся все более сложными и многокомпонентными. На фоне этого компании стали понимать значимость логистики для бизнеса и начали инвестировать в складские комплексы и дистрибутивные центры. Но где построить дистрибутивный центр, если производственный комплекс находится в Донецке, а конечные потребители - это не только вся Украина, но и Россия, и Белоруссия? Нужно ли строить розничной сети свой склад, если у всех поставщиков есть собственные склады?
В 20 веке цепи поставок в основном были ориентированы на обслуживание производства. Однако, в 21 веке тенденция изменилась, на первое место выходит удовлетворение спроса потребителей. На фоне роста конкуренции, запросы потребителей постоянно растут. Повышаются требования к качеству и ассортименту продуктов, к уровню сервиса (доставка потребителю, требования к упаковке и т.д.), что неизменно влияет на уровень логистических затрат.
В начале века компания AMR Research ввела понятие спрос-ориентированных цепей поставок (Demand Driven Supply Networks - DDSN), которым характерна интеграция данных по спросу и процессов внутри цепи поставок с целью достижения баланса между уровнем затрат на цепь поставок и уровнем доходов. AMR Research дает определение DDSN как "системы технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и сотрудников".
В отличие от линейной цепи, основанной на жестких зависимостях, DDSN больше похожа на самовозобновляемое взаимодействие трех основных бизнес областей: спрос, предложение и товар. Прозрачность и свобода в действиях всех трех областей одновременно определяет спрос-ориентированный бизнес.

Дистрибуция является существенной частью общей цепи поставок компании, охватывающей потоки готовой продукции от производственных площадок или складов поставщиков до конечных потребителей. Дистрибуция (распределение) занимает место ключевого фактора в прибыли компаний, поскольку именно здесь формируется компромисс между логистическими затратами и уровнем обслуживания потребителей. Современные формы организации производства и продаж требуют спланированности и синхронизации всех материальных потоков. К сожалению, во многих компаниях система дистрибуции не готова к тому, чтобы удовлетворить растущие запросы клиента. Как же построить эффективную дистрибутивную сеть?
Оптимальная система дистрибуции стремится эффективно реализовать маркетинговую стратегию компании, направленную на достижение определенного уровня облуживания конечного потребителя: одни компании накапливают запасы на складах в непосредственной близости от потребителей для оперативной прямой доставки товара потребителю, другие компании делают ставку на длительную доставку товара на основании размещенного потребителем заказа непосредственно с производства.
Соотношение достижимого уровня облуживания клиентов и общего объема затрат на систему дистрибуции определяют корпоративную стратегию распределения.
Уровень обслуживания клиентов (Customer service level): время реагирования, широта товарного ассортимента, наличие товара в продаже, опытность клиента (простота размещения заказа), отслеживаемость прохождения заказа клиентом, возможности и простота возврата товара.
Затраты дистрибутивной сети: затраты на хранение и складскую обработку, затраты на транспортировку, затраты на управление запасами, затраты ИТ обеспечения управления дистрибуцией.
Эксперты компании Logistics Field Audit, Inc. разработали консалтинговый продукт LFA Distribution Network Design (Проектирование дистрибутивных цепей), применение которого позволяет рассчитать оптимальную схему дистрибуции для конкретных категорий товара, в конкретных рыночных условиях, на конкретных географических территориях, с учетом конкретной маркетинговой стратегии компании.
Цель стратегического проектирования дистрибутивной сети состоит в разработке модели, определяющей наиболее экономически целесообразный способ распределения товара при стабильных или возрастающих потребностях клиента. При этом необходимо понимать, что при построении дистрибутивной сети определяющими факторами являются типы товаров, ассортимент, география распределения, требуемый уровень сервиса, количество и характеристики каналов сбыта. Увеличение количества дистрибутивных центров (складов) приводит к тому, что затраты на транспортировку снижаются, а затраты на хранение и складскую обработку растут, и наоборот.

Проектирование дистрибутивной сети позволяет получить ответ на главный вопрос, как максимизировать прибыль и улучшить качество сервиса, и конкретно на вопросы:
Количество, географическое местоположение, роль и объем складов?
Каких клиентов будет обслуживать каждый склад, каким образом размещаются заказы и осуществляется доставка?
Как формируются и распределяются заказы на пополнение запасов?
Какие типы и способы транспортировки будут соответствовать требуемому уровню обслуживания клиентов?
Как количественно определить степень соответствия уровня логистических затрат и уровня обслуживания клиентов?
Существует три уровня задач, требующих решения:
Стратегический: разработка корпоративной модели цепи поставок; позиционирование логистики в структуре управления компании; проектирование дистрибутивной сети; ИТ обеспечение управления дистрибуцией.
Тактический: разработка типовой модели региональной подсети дистрибуции; разработка процедур и документооборота; система планирования; определение транспортных стратегий; определение стратегий управления запасами (inventory policies); динамическая модернизация распределительной сети (Dynamic Distribution Network Re2design); логистическое проектирование склада (дистрибутивного центра).
Операционный: проектирование, строительство или модернизация складов; внедрение процедур и документооборота; внедрение системы KPI в логистике компании; внедрение системы управления складом (WMS), системы управления перевозками (TMS) и т.п.
Классическая схема стратегического планирования включает четыре этапа:
1. Сбор и анализ данных, принятие допущений. На этом этапе описывается существующая дистрибутивная сеть ("as is"), которая включает существующую схему распределения, объем продаж, уровень запасов, структуру текущих затрат. На этом же этапе определяются планы компании, включая планируемые объемы продаж, с учетом освоения новых территорий и рынков, ожидаемые требования клиентов (по уровню сервиса и цене), анализируется стратегия развития конкурентов. Отсюда формулируются рекомендации по модернизации системы дистрибуции и проектированию дистрибутивной сети.
2. Моделирование дистрибутивной сети. На этом этапе разрабатываются несколько вариантов модели дистрибутивной сети, на основании данных, собранных на первом этапе и принятых допущений. Задача построения модели может быть решена как аналитическими методами, так и с применением специального программного обеспечения, например, программ для имитационного моделирования. При моделировании прорабатывается несколько альтернативных схем. В процессе построения модели необходимо учитывать не только показатели ценовой эффективности того или иного варианта (затраты на транспортировку, хранение, оборотный капитал, необходимый для поддержания уровня запасов и т.д.), но и эффективность функционирования всей цепи поставок. В частности, необходимо достижение компромисса в отношении предлагаемого уровня сервиса и затрат.
3. Выбор оптимальной модели и ее внедрение. На основании сравнения подготовленных моделей выбирается оптимальная модель дистрибутивной сети, разрабатывается план внедрения такой модели. Стоит понимать, что на этом этапе глобальные планы компании могут быть скорректированы. При выборе оптимальной модели необходимо учитывать и внешние факторы, которые трудно заложить в аналитическую или имитационную модель. Так, например, важным фактором является наличие трудовых ресурсов, внешней транспортной и складской инфраструктуры, особенности регионального законодательства и многое другое. В процессе внедрения ведется постоянный мониторинг, оцениваются каждый этап внедрения и его эффективность.
4. Динамическая модернизация сети. Стратегия дистрибутивной сети предприятия должна полностью соответствовать рыночной ситуации, глобальным стратегическим планам компании и т.д. Для поддержания сети в "рабочем" состоянии необходим регулярный мониторинг и анализ логистических параметров сети. Система KPI (метрик) поможет оценить эффективность функционирования сети. Уже на стадии проектирования системы необходимо иметь возможные планы модернизации, с учетом тех или иных изменений как внутри компании, так и вне ее.
Эффективность проектирования дистрибутивной сети.
Сегодня многие компании понимают, что дистрибуция является той пограничной областью, в рамках которой должны быть максимально удовлетворены потребности клиентов, при этом, как этап формирования добавленной стоимости, эта область должна иметь постоянную тенденцию к снижению затрат. Как сказано выше, основная задача проектирования дистрибутивной сети, сокращение издержек и максимально полное удовлетворение требований клиентов. Правильно спроектированная и внедренная модель дистрибутивной сети обычно дает существенное сокращение логистического бюджета и повышение уровня клиентско

Насколько важна для итогового баланса оптимизация поставок сырья и комплектующих, настолько же важно и управление дистрибуцией и запасами готовой продукции.

Все знают проблему управления дистрибуцией – несогласованность действий в

ТОП-7 ошибочных парадигм в управлении цепью поставок и дистрибуцией. admin 21.02.2015 Управление запасами Нет комментариев.

Читать

Управление материальными запасами. Необходимость создания материальных запасов. Цели и функции управления запасами в логистике.

Слово «дистрибуция» происходит от латинского «distributio», что означает  хранение, управление запасами, наем и управление персоналом и многое другое.