Развитие государственно-частного партнерства Государственно-частное партнерство позволяет использовать оптимальное сочетание государственных и частных ресурсов для решения ключевых задач

Одним из условий нормального функциони­рования рыночной экономики является конструк­тивное взаимодействие государства и бизнеса. Характер этого взаимодействия, методы и кон­кретные формы могут существенно различать­ся в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не свободно от выполнения своих социальных функций, связанных с обще­национальными интересами, а частный бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и дви­гателем развития и увеличения общественного богатства.
В последние десятилетия в экономике ряда не только развитых, но и развивающихся стран формируется абсолютно новое особенное каче­ство как взаимодействия бизнеса и власти, вы­ходящее за рамки хорошо известных дирижизма и патернализма со стороны государства, так и простого использования властными структура­ми возможностей бизнеса для реализации обще­ственно значимых целей. Такое взаимодействие получило название «партнерство», которое, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отноше­ний собственности и методов управления.
Основными предпосылками появления этого нового института является целый ряд причин, среди которых:
дефицит бюджетных средств на развитие ряда социально значимых сфер экономики;
отсутствие возможности повышения нало­гов для пополнения бюджетов;
ограничения для использования государ­ственных заимствований в целях увеличения до­ходов бюджетов;
недовольство населения качеством предо­ставления государственных услуг.
Эта особая форма партнерства обозначает­ся обычно термином «государственно-частное партнерство», который является устоявшимся переводом с английского языка «Public-Private Partnership (PPP)». При этом слово «public - го­сударство» подразумевает более широкое поня­тие и выступает обобщающим субъектом обще­ственной власти, включающей в себя все уровни управления: национальный, региональный и му­ниципальный. Надо полагать также, что понятие «государство» в данном случае может иметь в виду образовательные, культурные, медицин­ские и другие государственные учреждения об­щественного сектора.
На современном этапе, приступая к реали­зации такой институциональной формы эко­номических отношений, каковой является государственно-частное партнерство, Казах­стан делает шаг к цивилизованным социально-рыночным отношениям. При этом следует от­метить, что государственно-частное партнерство не является каким-то заново открываемым эко­номическим механизмом, (в 20-годы прошлого столетия, в период НЭПа имела широкое распро­ странение такая форма партнерства, как концес­сия). В более чем 100 странах мира в настоящее время применяются разнообразные механизмы государственно-частного партнерства - от реа­лизации различных совместных контрактов и проектов до создания совместных предприятий и интегрированных корпораций.

Однако в казахстанской трактовке пути раз­вития государственно-частного партнерства зна­чительно отличаются от западных. В Казахстане, как правило, реализуется следующая схема: сна­чала у бизнеса появляются какие-то идеи, затем государство создает инфраструктуру и только после этого реализуется крупный инвестици­онный проект. На западе в программах Public-Private Partnership основную роль играют планы государства, которое привлекает инвестиции для создания инфраструктуры и реализации проек­та.
В контексте государственного строительства отношения с бизнесом приобретают стратеги­ческое значение. Именно государство должно определить, какими станут эти взаимоотноше­ния и, вообще, станут ли они партнерскими. Представляется, что сегодня бизнес в гораздо большей степени готов к переходу на партнер­ские отношения с государством, чем несколько лет тому назад. Важное условие перехода к та­ким отношениям - не только зрелость потенци­ального партнера, но и изменение парадигмы его восприятия как исключительно ценного обще­ственного института рыночной экономики и ста­бильной демократии.
Термин «Государственно-частное партнер­ство» можно рассматривать как в широком, так и в узком смыслах.
Во-первых - это различные формы взаимо­действия государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического разви­тия, например совместная работа по совершен­ствованию бизнес-климата и улучшению инве­стиционного имиджа страны.
Во-вторых - «институционально-организа­ционный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых про­ектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [1].
К наиболее характерным чертам государст­венно-частного партнерства относятся следую­щие:
стороны партнерства должны быть пред­ставлены как государственным, так и частным сектором экономики;
взаимоотношения сторон государствен­но-частного партнерства должны быть зафик­сированы в официальных решениях, проектах, программах и т. д.;
взаимоотношения сторон государствен­но-частного партнерства должны носить пар­тнерский, то есть равнообязательный характер;
стороны государственно-частного пар­тнерства должны иметь общие и четко опреде­ленные цели;

стороны государственно-частного пар­тнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
стороны государственно-частного пар­тнерства должны распределять между собой расходы и риски в зависимости от полученных результатов.
В настоящее время в Казахстане сложилась благоприятная обстановка для реализации на практике принципа государственно-частного партнерства, для чего государству нужно опре­делить приоритетные направления для возмож­ного совместного инвестирования и механизмы его осуществления.
Следует при этом подчеркнуть, что главные инструменты государственно-частного партнер­ства в стране в целом определены и сформиро­ваны. Основными организационными инстру­ментами такого рода партнерства в настоящее время являются: институты развития, создан­ные при фонде «Самрук-Казына», социально-предпринимательские корпорации, специальные экономические зоны, технопарки и др. И это да­леко не полный перечень организационных ин­струментов партнерства государства и бизнеса.
В основе функционирования институтов государственно-частного партнерства должны лежать следующие подходы:
государственные инвестиции должны на­правляться не туда, где существует возможность получения моментальной прибыли, а в сферу «проблемных зон». Отсюда следует задача госу­дарства - не искать доходные сферы, а исправ­лять негативные ситуации;
государственная поддержка должна быть ориентированной, прозрачной и, как правило, временной. Государство должно покидать за­нимаемый сегмент рынка, как только проблема будет решена. Пример - ипотека в США, где го­сударственные жилищные агентства выступили инициаторами создания отрасли, которая в даль­нейшем была передана частным компаниям [2].
Данные подходы к реализации отношений ГЧП особенно важны в связи с возможностью су­ществования потенциальных опасностей данного сотрудничества, которые обусловлены следую­щими факторами: проблемами коррупции; низ­кой степенью доверия общества к государствен­ным институтам; сильным влиянием политики на экономические решения (не всегда позитивным); низким уровнем ответственности и контроля со стороны государственного аппарата.
В настоящее время Казахстан вступил в фазу экономического подъема, однако этот подъем, сдерживаемый ограниченностью государствен­ных ресурсов, в то же время не может быть обеспечен только их возможностями и поэтому требует решения проблем реального и добросо­вестного взаимодействия с бизнесом.
Однако реализовать стратегию развития ме­шает несовпадение векторов интересов бизнеса и власти. Власть сегодня ориентирована в основ­ном на одну функцию - фискальную, а интерес бизнеса - поиск различного рода преференций, мер по снижению налогов и лоббирование госу­дарственной поддержки для своих производств. Партнерство государства и бизнеса призвано ре­шать задачи административно-хозяйственного и макроэкономического уровня и обрести реаль­ные рычаги взаимодействия с частным капита­лом.
У бизнеса есть определенный интерес к го­сударственным (или частично государственным) объектам, а также к развитию необходимой ин­фраструктуры. Бизнес заинтересован в партнер­стве с властью с целью создания нормальных условий для своей деятельности, развития инсти­тутов цивилизованного общества и экономики.
Независимо от категориального определения государственно-частного партнерства можно сделать следующие выводы:
партнерство является средством достижения цели, а не самой целью;
партнерство предполагает взаимный обмен ресурсами и разделение ответственности, при этом под ресурсами понимаются не только материальные или денежные средства - в это понятие входят также и интеллектуальные ресурсы и общая ответственность за их использование;
партнеры должны быть готовы отказаться от определенной доли контроля за ситуацией;
необходима достаточная степень взаимного уважения и доверия между партнерами, чтобы они обеспечивали существенную общ­ность целей (однако полное единство целей не обязательно).
Создание партнерства государства и частно­го бизнеса может оказаться ключевым момен­том для обеспечения благоприятных условий для решения сложных проблем в различных сферах, что требует принятия соответствующих нормативных актов, создания целой отрасли за­конодательства, регулирующего деятельность непосредственно государственно-частного пар­тнерства.
Проблема государственно-частного партнер­ства приобретает все большую актуальность. Государство, ограниченное в финансовых и ма­териальных ресурсах, стремится привлечь част­ный капитал, при этом государство преследует и более глобальную цель - укрепить «рычаги власти», особенно учитывая, что она практиче­ски утратила реальные рычаги влияния на хо­зяйственный механизм страны. А рынок сам по себе, как и частный капитал, решить жизненно важные проблемы, как оказалось, не может в связи с тем, что его интересуют в основном соб­ственные выгоды, что вполне логично.
Анализ характерных черт партнерства не­обходимо дополнить следующими соображе­ниями. Наибольшие перспективы имеются на региональном уровне

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в современной России становится не только реальным механизмом взаимодействия органов государственного управления, предприятий государственного сектора и частного бизнеса

Так, нередко государственно-частное партнерство трактуется как особая, но при этом вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы

Автореферат диссертации по теме "Государственно-частное партнерство в страховании сельскохозяйственных рисков".  столетия, активное развигие земских обществ взаимного страхования др.). Реализацию этих форм правомерно

Читать

Формы государственно-частного партнерства финансирования Главная Страховое дело Социальное страхование. Здоровье, пенсии, профессиональные риски.

Государственно-частное партнерство в страховании сельскохозяйственных рисков. На правах рукописи.  XIX столетия, активное развитие земских обществ взаимного страхования др.). Реализацию этих форм правомерно рассматривать как один из17 декабря 2010