Проведение реструктуризации хозяйствующего субъекта можно разделить на три основных направления: реструктуризация организационной структуры; реструктуризация активов предприятия, или диверсификация бизнеса

Под направлением реструктуризации понимается совокупность мероприятий, объединенных единой целью и направленностью ре- структуризационных действий. Правильно выбранное направление позволяет достичь цели реструктуризации.
Реструктуризация включает большое количество мероприятий, приводящих к изменениям на предприятиях: поиск новых продуктов, ограничение или расширение производства, изменения в финансовой системе, изменения во внутренней организации, приватизация или продажа части предприятия и т.п. Проектирование и реализация этих изменений требует вмешательства прежде всего в сферу стратегии деятельности предприятия, довольно часто вызывает необходимость изменения целей и задач, которые ставит перед собой предприятие. Так как реструктуризация предполагает проведение ряда взаимосвязанных изменений, она имеет сложный характер и требует точной координации. Ни одно действие, предпринимаемое во время реструктуризации, не может проводиться в изоляции от остальных действий. Поэтому вес направления реструктуризации должны быть увязаны между собой и проводиться на единой методологической базе.
Исходной точкой для выработки направлений реструктуризации всегда является сложившаяся на предприятии финансово-экономическая ситуация. Она может быть различной, начиная с хорошего финансового положения и заканчивая экономической несостоятельностью и банкротством. В первом случае реструктуризация проводится с целью дальнейшего увеличения конкурентоспособности, а в некоторых случаях — с целью завоевания монополистической позиции; во втором - с целью выживания, сохранения своей позиции на рынке.
Таким образм, спектр реструктуризациейных мероприятий очень широк, тем более что одну и ту же проблему можно решить разными средствами. Анализ опыта реструктуризации показывает, что наиболее эффективными направлениями являются следующие.
Реструктуризация управления предприятием.
Цель реструктуризации управления - разработка системы управления предприятием, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности. Реформированию, как правило, подвергаются все структурные элементы системы управления: аппарат управления; механизм и процесс управления; средства, обеспечивающие процесс управления.
Исходным компонентом реформирования служит организационная структура управления (ОСУ).
Характерными недостатками ОСУ большинства отечественных предприятий являются:
чрезмерная замкнутость структурных подразделений на руководителей с неизбежным снижением эффективности управления в связи с перегруженностью руководителей и ограниченной самостоятельностью подразделений;

наличие большого числа заместителей генерального директора с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности и полномочий;
неэффективное информационное обеспечение руководителей всех уровней;
отсутствие четкой системы работы с персоналом;
отсутствие службы управления изменениями на предприятии и т.п.
Разработка новой ОСУ, адекватной изменившимся условиям хозяйствования, должна проводиться с учетом современных требований к организационной структуре, которые сводятся к следующему:
соответствие ОСУ стратегической цели предприятия;
адаптивность структуры и функций к новым целям и задачам развития предприятия;
возможность эффективного воздействия на конечные показатели работы предприятия;
обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предприятием;
создание целостной системы стратегического, тактического, оперативного и бизнес-планирования;
создание системы материальной заинтересованности и персональной ответственности за результаты деятельности предприятия;
обеспечение совмещения функций управления по вертикали и горизонтали во всех структурных подразделениях;
возможность саморегулирования в системе управления;
наличие четкой системы контроля за принимаемыми решениями.
Процесс создания новой организационной структуры управления включает в себя следующие этапы: диагностика существующей ОСУ; определение требований к ОСУ исходя из концепции реструктуризации предприятия; выбор основных направлений реорганизации системы управления предприятием; оценка эффективности мероприятий по изменению действующей ОСУ.
Проведенные исследования позволили сформулировать наиболее общие подходы к совершенствованию организационных структур управления, типичные для предприятий, функционирующих в условиях переходной экономики. Сюда входят: рационализация распределения функций и задач на разных уровнях между службами и должностными лицами исходя из направлений реформирования и реструктуризации предприятия; совершенствование технологии выполнения управленческих работ по достижению конечных целей деятельности предприятия; исключение дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений и отдельных работников; придание управленческому труду характера предпринимательской деятельности; сокращение числа уровней в ОСУ; децентрализация управления за счет делегирования полномочий по принятию управленческих решений и соответственно ответственности за их эффективность на более низком уровне управления.

Их проработка для конкретных условий промышленных предприятий выливается в следующие конкретные рекомендации:
вывод предприятия из зоны близкого банкротства требует активного участия в управлении генерального директора, что возможно только в случае снижения числа замкнутых на него связей;
для управления оперативной деятельностью, обеспечения производства и реализации задач технического развития фирмы необходимо более четкое разделение функций директора по производству и главного инженера;
характер деятельности предприятия, необходимость решения большого комплекса задач в области продаж требуют создания гибкой коммерческой службы, имеющей определенную степень самостоятельности. Это достигается за счет организации службы по региональному и продуктовому принципу, передачи руководителям службы и продуктовых групп определенных полномочий и ответственности за принятые решения в области продаж и покупок; г
слабая ориентация на конечного потребителя продукции диктует необходимость создания отдела маркетинга на предприятии и передачи ему функций совершенствования ассортимента;
для обеспечения эффективного функционирования фирмы необходимо четкое разделение функций финансовой службы и бухгалтерии;
обеспечение разработки новых направлений деятельности предприятия требует создания службы управления изменениями, основная задача которой - организационное обеспечение адаптации производства и технологического процесса к меняющимся рыночным условиям;
для занятия перспективных рыночных ниш необходимо переориентировать службу управления качеством на конечного потребителя;
избыток персонала и в то же время недостаток квалифицированных кадров диктуют необходимость создания полноценной службы работы с персоналом под началом директора по персоналу, особенно в части мотивации и аттестации персонала, а также поиска и подготовки высококвалифицированных кадров;
передача транспортного отдела в ведение коммерческого директора, так как он обеспечивает в основном деятельность отделов снабжения и сбыта;
введение должности директора-администратора с передачей ему всех вспомогательных и обслуживающих подразделений (в том числе непромышленной сферы); »
в связи с ужесточением конкуренции необходим рациональный подход к анализу деятельности предприятия и планированию собственной деятельности на перспективу, что можно организованно обеспечить введением трех отделов (финансового планирования, акционирования и вексельного обращения, экономического) с подчинением их финансовому директору.
Реструктуризация финансов.
К реструктуризации финансов прибегают в том случае, если важнейшие направления воздействия финансов на экономику предприятия - финансовое обеспечение, финансовое регулирование и финансовое стимулирование - не выполняют своих функций, что неудовлетворительно сказывается на финансовом положении предприятия и свидетельствует о низкой эффективности управления финансами.
Как правило, основные недостатки системы управления финансами сводятся к следующему:
финансовое планирование находится в неудовлетворительном состоянии;
нечетко поставлены финансовые цели;
нет единой финансово-экономической стратегии;
отсутствует информация о рентабельности отдельных видов хозяйственной деятельности, продукции, работ, услуг;
недостаточное технико-экономическое обоснование инвестиций;
низкий уровень финансового учета и контроля.
Все это в совокупности приводит к дефициту финансовых ресурсов, ухудшению экономического положения предприятий. Так, число убыточных предприятий не снижается, а рентабельность не растет. Убыточность и низкая рентабельность генерируют неплатежи и тем самым создают серьезные проблемы для нормально работающих предприятий. Неудовлетворительное экономическое положение характеризуется также отсутствием оборотных средств и наличием сверхнормативных запасов готовой продукции на складах. Поэтому создаваемая система управления финансами должна содержать:
четко сформулированные финансовые цели и критерии;
ясную финансовую стратегию и средства ее реализации;
технологию подготовки и принятия финансовых решений;
информационное обеспечение процесса управления финансами;
средства и методы обоснования финансового плана;
механизм стимулирования финансовых планов;
механизм управления издержками;
систему анализа движения капитала;
финансовый контроль за работой всех структурных подразделений;
анализ движения материальных потоков и др.
Улучшение финансового положения предприятия может быть достигнуто за счет следующих факторов:
увеличения поступления средств;
снижения платежей;
перенесения части поступлений на более ранние сроки;
перенесения части платежей на более поздние сроки.
Поступления денежных средств могут быть увеличены при
увеличении выручки за счет роста объемов продаж и за счет увеличения цены, уставного капитала, продажи акций или реализации других высоколиквидных активов.
Платежи могут быть снижены за счет снижения себестоимости продукции, постоянных издержек, затрат на развитие. Перенесение поступ

Реструктуризация имущественного комплекса предприятия Основные направления структурной перестройки имущества предприятия . В работе дано определение понятия реструктуризации, сформулированы основные положения

Технологическое и управленческое направление реструктуризации. Реструктуризация предприятий может осуществляться по двум основным направлениям: технологическому и управленческому.

Реферат: Основные направления реструктуризации современных организаций. (Cтраница 1 из 1).  В данной работе будут рассмотрены понятие, цели и направления реструктуризации предприятий.

Читать

Комплексная реструктуризация предприятия: основные задачи и направления. Термин реструктуризация имеет достаточно многочисленные определения в экономической литературе.

Следовательно, цель реструктуризации можно определить как решение комплекса двух основных задач  Во-первых, у предприятия есть собственники, которые вправе - как владельцы  а) усиление основных направлений своей деятельности