индекс политического риска страны

Особенности тарификации в страховании финансовых рисков Особенности тарификации в страховании экстремальных рисков Тарификация рисков в массовых видах рискового страхования Тарификация рисков в накопительном страховании жизни и медицинском... Оценка и тарификация профессиональною риска в обязательном социальном... Особенности тарификации при страховании средств транспорта Тарификация рисков в социальном страховании от несчастных случаев,... Особенности монтажного страхования Ограничения по особенностям взаимоотношений сторон операции... Особенности страхования как метода управления риском Главная Страховое дело Организация страхового дела
Особое место в страховой тарификации занимают политические риски. Тарификация политических рисков предусматривает оценку финансовых последствий политических событий и распределение этих последствий между субъектами. Высокая степень изменчивости и неопределенность исхода политических событий являются причиной формирования особой системы их оценки. Главная трудность здесь заключается в отсутствии, неполноте или недоступности соответствующей статистики, вследствие чего возникают проблемы количественного выражения политических рисков.
Страховщики располагают большим объемом информации, касающейся событий, попадающих в разряд политических рисков. Но эта информация не может стать в полном объеме открытой и доступной для участников рынка. Полисы по страхованию политических рисков являются строго конфиденциальными и их параметры не подлежат огласке до момента окончания действия страхового покрытия. Информация страховщиков об имевших место убытках по полисам страхования политических рисков также редко разглашается. Поэтому практически невозможно построить точную и отвечающую требованиям страхования систему количественных оценок политических рисков.
Тарификация политических рисков включает применение качественных оценок. Для этого используются специальные методики классификации политических рисков. Одна из них состоит в разделении рисков на две части: риски макро- и микроуровня. В соответствии с данным делением проводится оценивание рисков, состоящее из нескольких этапов. В первую очередь определяется направление развития страны — контрагента в общем социально-экономическом и политическом аспекте (риск макроуровня). Во-вторых, производится частное оценивание влияния развития страны на деятельность компании в зависимости от особенностей экономических операций (риск микроуровня, риск проекта).

Среди политических факторов можно выделить: природу и законность действующего режима в стране; популярность руководителей и доверие к ним; поддержку со стороны других государств; состояние дипломатических отношений с разными странами. К некоторым из перечисленных факторов применимы количественные методы анализа, а к некоторым — только качественные. Например, экспертные оценки как качественный метод проводятся группой специалистов в заранее согласованном составе. В результате опроса экспертов получаем некоторую статистику распределения мнений экспертов, в частности прогнозного характера. Они становятся базой для оценивания политических рисков.
В качестве примера приведем две методики расчета индексов, определяющих политические (страновые) риски. Первый из них, индекс WPRF (World Political Risk Forecasts), публикуется агентством Frost & Sullivan и представляет собой анализ параметров риска. Отдельные показатели агрегируются и каждой стране присваивается индекс риска. Механизм составления индекса базируется на сводке результатов опроса (анкетирования) специалистов (экспертов). Оценка мнения эксперта производится в баллах (от 1 до 5). Вся совокупность полученных ответов объединяется в четыре индекса: финансы, промышленность, экспорт, политическая стабильность.
Второй индекс — индекс BERI (Business Environment Risk Index), который позволяет измерить отношение стран к деловому миру в общем и к иностранным инвестициям в частности, а также вычислить степень дискриминации между национальными и иностранными участниками рынка. Кроме общего индекса в BERI входят четыре показателя, отражающие политическую ситуацию, объем торговых операций, финансовую ситуацию и степень национализма. BERI исчисляется как среднее значение из 15 показателей.
Алгоритм составления показателей следующий: каждый консультант даст свою оценку поставленной перед ним проблемы, принимая во внимание не только современную ситуацию в стране инвестирования, но и прогнозируя на год вперед. Оценка дается по шкале от 0 (неприемлемо) до 4 (наилучшие условия). BERI представляет собой средневзвешенное значение индекса из полученных результатов.

Подобные методы оценок позволяют составить общий, глобальный взгляд (социальный, экономический и политический) на изучаемую страну. Главным недостатком их является высокая степень энтропии. При использовании десятков разнообразных критериев происходит растворение среди них наиболее важных и определяющих. Если предположить, что 5 критериев прямо влияют на уровень риска, то они составляют лишь малую часть относительно других 95 независимо от приданного им веса.
Поэтому наряду с данными индексами при тарификации политических рисков применяются методы симуляции. Они заключаются в разработке сценариев развития событий в отдельной стране и попытке выявления наиболее вероятных сценариев. Их целью является сегментация рынка данной страны для выявления наиболее перспективных направлений. Метод симуляции политических рисков включает анализ социально-политического и экономико-правового состояния страны. Каждое из этих состояний характеризуется соответствующим признаком (качественным или количественным), "весом", определяемым в баллах, и вероятностью изменения в будущем. К числу таких признаков относится политическая стабильность в стране, возможность дестабилизации, инфляция, торговый баланс, состояние платежей, доступность капитала на внутреннем рынке, налоговый режим и т.д.
Страховщик может по своему усмотрению произвести оценку политического риска, модифицировав ту или иную методику сообразно своим потребностям и возможностям. В первую очередь это относится к оценке "рисков проекта" (микроуровня). Термин "риск проекта" в последнее время часто используется в области страхования политических рисков. Основной предпосылкой появления данного понятия стало то, что практически всех участников международного финансового рынка — страховщиков, банки и государственные агентства — главным образом интересует тот ущерб, который может быть причинен непосредственно им в связи с политическими рисками.
Главная особенность анализа политических рисков микроуровня заключается в том, что здесь возможен переход к количественным методам оценки. Оценка "риска проекта" дает важнейшую для андеррайтера возможность определения источников (причин) риска но данному проекту и величину ущерба при возникновении данного риска.
Оценка "риска проекта" предполагает углубленный анализ условий торгового или инвестиционного соглашения с выделением следующих факторов: причина проведения данной операции, особенности текста контракта, качество и репутация иностранного контрагента, способы финансирования и порядок платежей, наличие обеспечения, важность данной операции для страны контрагента, применяемое право по контракту и др.
Таким образом, включение в страхование политических рисков предполагает совмещение качественных и количественных оценок, что даст более точное представление о риске на момент его рассмотрения и возможных потерях в будущем.
Похожие темы Особенности тарификации в страховании финансовых рисков
Особенности тарификации в страховании экстремальных рисков
Тарификация рисков в массовых видах рискового страхования
Тарификация рисков в накопительном страховании жизни и медицинском страховании
Оценка и тарификация профессиональною риска в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Особенности тарификации при страховании средств транспорта
Тарификация рисков в социальном страховании от несчастных случаев, заболеваний и в связи с материнством
Особенности монтажного страхования
Ограничения по особенностям взаимоотношений сторон операции страхования
Особенности страхования как метода управления риском
Предметы Банковское дело БЖД Бухучет и аудит География Документоведение Журналистика Инвестирование Информатика История Культурология Литература Логика Логистика Маркетинг Медицина Менеджмент Педагогика Политология Политэкономия Право Психология Религиоведение Социология Статистика Страховое дело Товароведение Туризм Философия Финансы Экология Экономика Этика и эстетика

индекс политического риска не учитывают

индекс политического риска это

· индекса политических рисков (Political Risk Index, PRI).  BERI-Index впервые в 1972 г. был использован для оценки хозяйственного климата в пяти странах.

Читать

Природа политических рисков. При внешнеэкономической деятельности всегда присутствуют обстоятельства

Три основных подхода к рассмотрению политического риска.  Индекс политического риска (The Political Risk Index -PRI) компании BERI.