Представлены основные положения логистических концепций, определены сущностные характеристики запасов в системе товародвижения, выявлены наиболее часто применяемые показатели логистики

Теоретические и методологические основы логистики.
Рассмотрены задачи, тенденции и основные этапы развития логистики. Уделено внимание функциям и операциям логистического управления. Обсуждены концепции, принципы логистического управления и метологические аспекты логистики. Рассмотрены вопросы логистических систем и их элементов, объекты логистического управления на предприятии. Особое внимание уделено информационному обеспечению логистического управления. Раскрыты понятия логистики, материального потока, логистической цепи и управления, управления запасами, логистического менеджмента, продвижения товара, логистических операций, эшелонированной макрологистической системы, принципа общих затрат, глобальной оптимизации и логистической координации и интеграции, модели, иерархичности, эмерджентности и структурированности и другие.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закупочная логистика. Сущность и задачи закупочной логистики. Механизм функциони-рования закупочной логистики. Основные функции и организация закупочной логистики. Оптимизация размеров поставляемых партий. Нормирование и контроль состояния запасов.
Производственная логистика. Понятие производственной логистики. Современные мно-гономенклатурные гибкие производственные системы. Традиционная и логистическая концепции организации и управления производством. Толкающие и тянущие системы управления материаль-ными потоками в производственной логистике. Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве.
Распределительная логистика. Роль логистики в распределении. Задачи и функции распределительной логистики. Логистические каналы и сети в логистике распределения. Системы распределения продукции. Логистические посредники в распределении. Организация и управление системой распределения на предприятии. Планирование распределения. Оптимизация распределительной деятельности.
Транспортная логистика. Сущность и задачи транспортной логистики. Стратегия транспорт-ного обслуживания, виды транспорта и грузов. Выбор вида транспортного средства. Организация грузовых перевозок. Организация погрузки и разгрузки грузов. Технико-эксплуатационные показатели транспортировки.
Логистика складирования. Роль складирования в логистической системе. Склады, их определение и виды. Функции складов. Основные показатели складской деятельности. Организа-ция технологического процесса на складе. Роль тары и упаковки в логистике складирования.
Логистика сервисного обслуживания. Принципы и задачи логистического сервиса в конкурентной среде. Организационно-технический уровень сервисного обслуживания. Варианты сервисного обслуживания. Главные факторы в «сервисной» экономике. Потоки услуг в логистике. Характеристика процесса координации логистических операций по указанию услуг. Принципы и методические подходы при управлении потоками услуг. Особенности оценки качества услуг при анализе и проектировании логистических систем. Параметры оценки качества услуг.

Организация логистического управления. Зарубежный опыт управления закупочной логистикой: централизованные и децентрализованные организационные структуры. Организация управления функциональными подсистемами логистики на предприятии. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками. Контроллинг в логистических системах.
Основные зарубежные логистические концепции и системы. Логистическая концепция «точно в срок». Сущность концепции, основные черты. Отличия концепции «точно в срок» от традиционного менеджмента запасов. Логистические системы, основанные на концепции «точно в срок». Микрологическая система KANBAN. Сущность системы, ее ключевые элементы, принципы функционирования. Направления практического использования системы KANBAN. Логистическая концепция «планирования потребностей/ресурсов». Сущность концепции. Базовые микрологические системы, основанные на концепции «планирования потребностей/ресурсов». Практические приложения систем MRP-I и MRP-II. Особенности системы DRP «планирования распределения продукции/ресурсов». Микрологическая концепция «тощего производства». Сущность концепции, ее основные цели и ключевые элементы. Практические приложения концепции «тощего производства». Прочие логистические концепции. Концепции «реагирования на спрос», «точки заказа (перезаказа)», «быстрого реагирования», «непрерывного пополнения запасов», «автоматического пополнения запасов».
Сущность и задачи закупочной логистики
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие как производственное, так и торговое имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Появление термина «закупочная логистика» не случайно.
В условиях рыночной экономики изменился характер материально-технического обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле материальными ресурсами. Это потребовало развития новых форм и методов работы с поставщиками материальных ресурсов снабженческих подразделений предприятий, а также решения принципиально новых стратегических и тактических задач, стоящих перед организацией производства предприятия.

Эти новые направления и определили сферу деятельности нового направления в организации производства предприятия - закупочной логистики.
Основной целью закупочной логистики в системе организации производства является надежное и качественное обеспечение производственных подразделений предприятия материаль-ными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного задания. Разработка производственного задания в соответствии со стратегией организации производства предприятия на рынке сбыта готовой продукции сопряжена с различными затратами ресурсов. В связи с этим перед закупочной логистикой встает проблема оптимизации как в цепи «снабжение-производство» (например, минимизация издержек на закупки материальных ресурсов при наличии определенной вероятности сбоя в поставках), так и в полной логистической цепи (например, минимизация общих логических издержек, в том числе и на закупки при наличии вероятности удовлетворения спроса).
Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Задачи в этой сфере подразделяются на задачи, носящие информационный характер (опреде-ление собственных потребностей и исследование рынков сырья, материалов и полуфабрикатов в целях выявления наилучших источников удовлетворения потребительского спроса), и задачи, решение которых направлено на принятие действия и оценку их результативности (подготовка и заключение договоров о поставке продукции и управление процессом заготовки).
Механизм функционирования, основные функции и организация закупочной логистики
При организации и управлении закупочной деятельностью необходимо каждый раз решать задачу: покупать ли данное комплектующее изделие в готовом виде у другого производителя или же делать его самим, на собственном производстве, если только это технологически возможно. Мы уже видели, что любое производство «у себя» требует закупок, в той или иной степени приближенных к исходному сырью. Однако в данном случае речь идет о выборе производства либо закупок комплектующих, которые сами по себе являются законченными изделиями. Характерным примером такого рода являются различного рода электромоторы или же базовое литье, которое станкостроительное предприятие не производит самостоятельно, а закупает у специализированных предприятий. Другим подобным примером является то, что автозавод устанавливает на выпускаемых им автомобилях шины, закупленные у специализирующихся на этом фирм, а не производит их самостоятельно.
До настоящего времени не существует общепринятого расчетного метода, позволяющего с помощью формализованных приемов вынести однозначное суждение, следует ли данное комплектующее изделие изготавливать «у себя» или его лучше купить. Решение этого вопроса во многом носит творческий интуитивный характер, зависящий от лица, принимающего это решение. Но при этом следует руководствоваться вполне определенными соображениями. Степень важности рассматриваемых факторов и их ранжирование определяются самим лицом, принимающим такое решение. Иными словами, принятие такого решения во многом должно носить экспертный характер.
Для обеспечения предприятия необходимыми материальными ресурсами необходимо решить ряд задач: что закупить, сколько закупить, у кого закупить, на каких условиях закупить.
Важнейшей комплексной функцией закупочной логистики является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном режиме с минимальными совокупными затратами. Уже на этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, которые в максимальной степени должны удовлетворять противоречивые интересы предприятий-поставщиков, транспортных, складских и производственных подразделений предприятий-потребителей.
Основными функциями закупочной логистики являются нормирование расхода материальных ресурсов, определение потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах, полуфаб-рикатах и комплектующих изделиях, разработка критериев выбора и собственно выбор постав-щиков, контроль за закупками, организация технологического процесса приемки материальных ресурсов, соблюдение технологии их хранения, проведение операций по упаковке и затариванию продукции.
Можно наиболее полно функции закупочной логистики представить следующим образом.
1. Идентификация или переоценка потребностей.
2. Определение и оценка требований потребителей.
3. Решение «делать или покупать».
4. Определение типов закупок.
5. Анализ поведения рынка.
6. Идентификация всех возможных поставщиков.
7. Предварительная оценка всех возможных источников.
8. Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика.
9.

С позиций логистики систему управления материальными запасами необходимо рассматривать как отдельную  — разработка основных положений логистической концепции управления материальными запасами в логистической системе

Подробнее

Основными объектами управления в логистике и соответственно в логистическом менеджменте являются материальные потоки и  Несмотря на отсутствие единой, общепризнанной логистической концепции, управление материальными запасами

выявление закономерностей- и тенденций в управлении материальными запасами с позиций логистики; - разработка основных положений логистической концепции управления материальными запасами в логистической системе

10.2. Модели формирования запасов в логистике предприятия. 186. 10.3. Концепции управления запасами.  3) Описание общепризнанных логистических систем и концепций управления.-[Электронный ресурс].

Читать

Основным объектом исследования управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток.  вариантов логистических производственных концепций и дистрибутивных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в

Распределительная логистика и маркетинг. [43] глава 6. запасы в логистике.  Классификация логистики по функциональным признакам управления. 1.9. Эволюция логистической концепции.