зарубежный опыт улучшения инвестиционного климата

Проект
Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации Цель Улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, обеспечивающее опережающее создание новых рабочих мест с производительностью труда, соответствующей производительности, сложившейся в развитых экономиках мира, рост производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития. Задачи формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций; снижение административных барьеров; формирование мер налогового стимулирования инвестиций; формирование мер по обеспечению инвестиций поставщиками и кадрами; формирование мер стимулирования спроса; формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса. Ожидаемые результаты увеличение производительности труда; увеличение средней заработной платы; сокращение безработицы; рост объемов производства товаров (работ, услуг); увеличение валового продукта субъекта Российской Федерации; увеличение доходов бюджета субъекта Российской Федерации. Разработчики Программы Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общественный совет Центрального федерального округа, Компания «KEY PARTNER».
Основные направления и меры реализации Программы
Меры по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:
создание благоприятной для инвестиций административной среды;
создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры;
формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;
налоговое стимулирование инвестиций;
формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;
обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;
кадровое обеспечение инвестиций;
стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.
1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды.
1.1. Создание в субъекте Российской Федерации совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Совет возглавляет Губернатор, состав формируется из руководителей профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

1.2. Создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами (далее - Агентства). Основными функциями Агентства являются: повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Российской Федерации; регулярный поиск и привлечение инвесторов; разработка перспективных направлений инвестиций; создание проектных команд по поддержке конкретных инвестиционных проектов; системная поддержка реализуемых инвестиций; выработка предложений по улучшению инвестиционного климата. Наблюдательный совет Агентства возглавляет Губернатор.
1.3. Принятие инвестиционной декларации и публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающих реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Выполнение разрешительных и согласовательных процедур силами Агентства с минимально необходимым участием инвестора.
1.4. Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.
2.1. Создание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
2.2. Создание индустриальных и технологических парков, обеспечивающих благоприятные административные, инфраструктурные и иных условий ведения бизнеса резидентов парка. Привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.
3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.
3.1. Организация взаимодействия субъекта Российской Федерации с российскими и международными институтами развития, инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями
4. Налоговое стимулирование инвестиций.
4.1. Разработка комплекса налоговых стимулов для привлечения иностранных и российских инвестиций.
5. Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций.
5.1. Упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.

5.2. Создание системы контроля за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включая создание единого публичного портала, содержащего исчерпывающую информацию о закупках и инвестициях естественных монополий.
6. Обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств.
6.1. Содействие оперативному формированию и (или) подбору необходимых инвестору региональных поставщиков, в том числе, из числа малого и среднего бизнеса.
7. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса.
7.1. Организация регулярного обучения и повышения квалификации в области инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций (прежде всего, в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах) руководителей профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе.
7.2. Организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса субъекта Российской Федерации с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификаций в зависимости от потребности инвесторов и реализуемых инвестиций.
8. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств.
8.1. Формирование регионального плана создания в субъекте Российской Федерации конкурентоспособных производств импортозамещающей продукции. Стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности.
8.2. Содействие, включая софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений. Введение обязательности указанных обследований для каждой организации, претендующей на получение мер поддержки от субъекта Российской Федерации.
Принципы реализации Программы.
При разработке и исполнении Программы используются следующие принципы.
Принцип комплексности. Комплексная реализация Программы предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за инновационное развитие, инвесторов, промышленных организаций, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населения.
Принцип публичности. Предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа субъекта Российской Федерации, хода реализации инвестиционных процессов.
Принцип компетентности. Использование экспертной компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений
Принцип согласованности. Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.
Принцип использования естественных преимуществ субъекта Российской Федерации. Требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации, состояния его экономики и человеческого потенциала, его природно-климатических и ресурсных условий, экологии.
Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития субъекта Российской Федерации. Предполагает недопущение однобокого и чрезмерно специализированного развития экономики субъекта Российской Федерации.
Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и вредными последствиями.
Принцип концентрации на привлечении приоритетных (якорных) инвесторов. Предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, спроса, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.
Приложение 1
Рекомендуемые дополнительные меры улучшения инвестиционного климата
1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды.
1.1. Проведение аудита административных процедур и функций органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.
1.2. Разработка и принятие Закона субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающего формирование системы стандартов предоставления госу

По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Создание общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе

Подробнее

улучшения инвестиционного климата в ульяновской области , Дорожная карта улучшение инвестиционного климата в сфере строительства на территории самарской области, География опыт оценки инвестиционного климата различных

Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска и совершенствованием законодательной базы деятельности инвесторов.

Опыт Череповца будут рекомендовать для улучшения инвестиционного климата в России 10:38 18.07.2014 466 11.  Вологодская область одной из первых в стране разработала и внедрила региональный инвестиционный стандарт.

Читать

Как показал опыт других стран с передовой экономикой, важнейшее значение для улучшения инвестиционного климата имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ

опыт (например, опыт ЮАР) показывает, что имиджевая составляющая инвестиционного климата страны имеет значение, и  б) как и в случае 2.2, улучшать имидж можно только в связке с улучшением инвестиционного климата.