Оценка качества образования подразумевает определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия достигаемых образовательных результатов

Оценка ресурсов образовательного учреждения с позиции системы менеджмента качества
О.Р. Клюева, В.Н. Смирнов (Красноармейск Моск. обл.)
Оценка ресурсов образовательного учреждения (ОУ) проводиться силами специально созданной в ОУ рабочей группы. В состав этой группы входят представители ад-министрации ОУ, функциональных служб и подразделений, руководители методических объединений. К участию в ее работе могут привлекаться ученые, специалисты других организаций и учреждений для выполнения отдельных видов работ (аудит, экспертиза, независимая оценка, консультирование).
Анализ проводится с использованием не только педагогических терминов и понятий, но и, по возможности, эквивалентных им терминов и понятий, принятых в международных стандартах качества ИСО серии 9000: 2000.
При этом необходимо, опираясь на нормативно-методический фундамент между-народных стандартов качества ИСО, не выхолащивать сущность педагогических процессов и объектов.
Наиболее важными ресурсами образовательного учреждения (ОУ) являются: кадровые, информационно-методические, образовательно-технологические, материально-финансовые.
В качестве основных составляющих нематериальных активов рассматриваются ин-новационные составляющие психолого-дидактического компонента образовательной среды, в том числе:
— авторские и экспериментальные;
— разработанные методические, дидактические материалы;
— апробированные обучающие и диагностические методики; банки идей;
— организационные формы методической работы, отбора, обобщения и распространения передового опыта.

Для принятия проектных решений по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК) образования важно иметь представление не только об общих качественных характеристиках состава преподавателей и административных работников (соотношение специалистов различных квалификационных категорий; педагогический стаж; уровень образования), но и по ряду специфических, а иногда и обобщенных показателей:
— (управленческий опыт заместителей директора ОУ по направлениям, руководителей методических объединений; резерв выдвижения на вышестоящие должности;
— стиль деятельности по руководству определенным участком образовательного процесса (ОП) ;
— личностные достижения педагогов; способность педагогического коллектива к вос-приятию и реализации новых программ развития;
— стабильность и динамика педагогического коллектива на протяжении последних 5—7 лет; слабые участки и звенья руководства ОП.
С помощью статистических данных, фактов и оценок составляется информационная база для оценки кадрового потенциала с позиций, прежде всего, критериев рабо-тоспособности и самоактулизации.
В психологической компетентности можно выделить два основных компонента:
— ценностный компонент, определяющий субъективное отношение человека к себе и окружающему миру на основе ценностных устремлений, убеждений, идеалов, верований человека, т. е. определяющий направленность личности;
— собственно психологический компонент и его составляющая аутопсихологическая компетентность, проявляющаяся в высоком уровне саморегуляции в сферах само-сознания, самочувствия, самодеятельности на разных уровнях психической жизни человека (телесном, эмоциональном, интеллектуальном, личностном, духовно- нравственном) и предполагающей знания человека о самом себе, наличие адекватной оценки своих возможностей, способность к рефлексивному поведению, само-наблюдению, саморазвитию, повышению адаптивных функций организма, готовность и потребность к ценностному отношению к себе, принятию самоценности других и оптимальному взаимодействию с окружающим миром.

Основным выводом в результате анализа кадрового потенциала является определение готовности большинства педагогов и сотрудников ОУ к реализации идеи качества.
Анализируется также уровень образовательных технологий в ОП, целевая и функциональная согласованность деятельности разных звеньев ОУ, образовательных концепций; преемственность программ, эффективность каналов педагогической, управленческой, методической информации с точки зрения быстроты и достоверности распространения, доступности пользования.
Особенно оценивается наличие в ОУ апробированного опыта использования квалиметрических диагностических методик и процедур, позволяющих оценить качество различных элементов образовательной деятельности.
Учет материально-финансовых ресурсов перед внедрением системы менеджмента качества необходим потому, что они могут при ее развертывании оказать отрицательное воздействие, ограничивая либо сдерживая процесс ее внедрения.
В этой связи важно представлять не только источники финансирования отдельных блоков и мероприятий ОП в существующих условиях, уровень соответствия целого ряда параметров учебно-материальной базы и обеспечения ОП нормам и требованиям, обеспечение аудиторий и кабинетов средствами обучения; обеспеченность ОУ средствами связи, учебно-методической литературой, площадями
И самое важное — сопоставимость качества ОП и его конечных результатов вложенным средствам, т. е. эффект от произведенных затрат времени и средств.
При проведении самодиагностики ОУ по этому виду ресурсов, кроме формальной характеристики материальной, лабораторной базы, финансового состояния ОУ, анализируются сложившиеся подходы в области хозяйственной политики, наращивания материально-технических ресурсов
Это следует из необходимости включения в спектр управленческой деятельности администрации ОУ всех материальных ресурсов, закрепленных за ним Законом РФ «Об образовании».
Отчасти это продиктовано логикой управления ресурсами, закрепленной в международных стандартах качества ИСО.
Анализ политики и стратегии администрации ОУ в области улучшения и наращивания материально-финансовых условий и образовательной инфраструктуры демонстрирует совершенство подхода к управлению ресурсами, результативность предпринимаемых мер: обеспеченность ресурсами, рациональность и эффективность их использования, возможности образовательного учреждения в плане пополнения ресурсов.

Такой подход к управлению способствует развитию экономической инициативы образовательных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества

Подробнее

Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений. Анализ эффективности исполнения бюджетных смет невозможен без оценочной деятельности.

Для оценки уровня качества основной деятельности необходимо проанализировать динамику относительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой и основными видами финансовых результатовпо обычной деятельности

Оценка качества образования.  Рейтинг муниципальных образовательных учреждений по качеству финансового менеджмента (2012 -2013 год).

Читать

Основными задачами оценки качества образования являются: - создание благоприятных условий для развития учреждений образования

2. «Инновационный менеджмент в управлении школой». 3. «Оценка деятельности современной школой».  5 «Экономико-финансовые основы управления образовательным учреждением».