пенсионное страхование в швейцарии

Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Пенсионная система как составная часть социального обеспечения Швейцарии 12
1.1. Становление и развитие нормативно-правовой базы социального обеспечения Швейцарии. 13
1.2. Общая характеристика системы социального обеспечения Швейцарии.27
1.3.Структура пенсионной системы Швейцарии. 51
1.4. Принципы пенсионного обеспечения граждан Швейцарии 69
Глава 2. Виды пенсий в системе обязательного пенсионного страхования Швейцарии. 83
2.1. Пенсии по старости: юридические факты, лежащие в основе назначения пенсии, и определение ее размера. 83
2.2. Специфика условий, определяющих право на пенсию по инвалидности в Швейцарии. 113
2.3. Общее и особенное в пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца в Швейцарии и России. 126
Глава 3. Корпоративное и добровольное страхование граждан Швейцарии 134
3.1. Корпоративное пенсионное страхование. 134
3.2. Добровольное пенсионное страхование граждан. 151
Заключение 160
Библиографический список 163
Общая характеристика системы социального обеспечения Швейцарии
Структура пенсионной системы Швейцарии
Специфика условий, определяющих право на пенсию по инвалидности в Швейцарии
Добровольное пенсионное страхование граждан
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Пенсионное обеспечение в
последние годы подвергается реформированию во многих странах мира. В
большинстве случаев в основе этого лежат экономические причины, вызванные
изменением соотношения трудоспособных и пожилых граждан с
преобладанием лиц пенсионного возраста. В число стран, реформы в которых
происходят не столь болезненно, как в России, входит Швейцария. Ее
пенсионное законодательство отличается упорядоченностью, стабильностью и
отсутствием коренных преобразований за период существования. В
соответствии с его нормами осуществляется гармоничное объединение усилий государства, работодателя и гражданина для реализации такого важного права человека, в том числе и получающего пенсию, как право на достойную жизнь.
Пенсионные реформы характерны и для России постсоветского периода.
Законодательство в нашей стране менялось неоднократно. Уже приняты
новые законы о пенсионном обеспечении, которые начнут действовать с 2015 года. Более того, распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р,
1 утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Ряд идей, заложенных в ней, позаимствованы из обязательного социального страхования некоторых западноевропейских стран. Однако важны не только разработанные планы, но и точное их закрепление в нормативных правовых актах, продуманный механизм реализации правовых норм. Для этого необходимо изучить опыт стран, где эти планы (идеи) уже реализованы. В этом отношении Швейцария представляет особый интерес: в ней достаточно высокий уровень жизни пенсионеров; она, как и Россия, относится к странам с континентальной системой права и признает закон основным источником права; общеизвестно, что пенсионное законодательство

СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029. Далее - Стратегия развития пенсионной системы.
Швейцарии достаточно эффективно; обсуждение законов, в том числе пенсионных, на референдумах практикуется в стране довольно часто.
Целью настоящего диссертационного исследования является
сравнительно-правовой анализ пенсионных систем Швейцарии и России,
выявление дефектов российского пенсионного законодательства и с учетом тенденций его развития внесение предложений по совершенствованию его правовых норм с использованием опыта Швейцарии.
Для достижения постановленной цели автором были определены
следующие задачи:
1. исследовать процесс становления и действующее швейцарское
законодательство о социальном обеспечении, частью которого является
пенсионное законодательство, и его соответствие международным правовым
актам;
определить формы социального обеспечения в Швейцарии и выявить, в рамках какой организационно-правовой формы в ней осуществляется пенсионное обеспечение;
проанализировать имеющиеся в швейцарской и российской научной литературе представления ученых о принципах социального и пенсионного обеспечения и с учетом их воззрений определить, какие принципы лежат в основе существующей в Швейцарии пенсионной системы;
провести сравнительный анализ законодательства Швейцарии и России, регулирующего пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, назначаемых в рамках различных видов пенсионного страхования;
сформулировать предложения по изменению и дополнению действующих правовых норм, введению новых правовых решений в сфере пенсионного страхования российских граждан.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права швейцарских и российских граждан на пенсионное обеспечение.
Предмет исследования – международные источники, в том числе акты ООН и МОТ, нормативно-правовые акты Швейцарии и России, касающиеся объекта исследования.
Методологическую основу исследования составили системный анализ
и обобщение нормативных научных и практических материалов,
диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой метод.

Цели и задачи исследования обусловили применение сравнительно-правового метода как основного.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили
труды ведущих отечественных ученых и специалистов: Андреева В.С.,
Батыгина К.С., Буяновой О.Н., Васильевой Ю.В., Вигдорчика Н.А., Галаганова
В.П., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Зайкина А.Д., Захарова М.Л., Иванкиной
Т.В., Ивановой Р.И., Кобзевой С.И., Красильниковой Т.В., Кучмы М.И.,
Лушникова А.М., Лушниковой М.В., Мачульской Е.Е., Пашерстника А.Е.,
Тарасовой В.А., Тарасовой Л.С., Тучковой Э.Г., Чиркова С.А. и других.
Значительную роль в подготовке диссертационной работы сыграли
исследования зарубежных (европейских и швейцарских) ученых: N. Barr, A.
Berenstein, J. Dubochet, P.-Y. Carnal, J.-P. Fragnire, P. Gilland, Ph. Gnaegi, G.
Esping-Andersen, P.-Y. Greber, B. Kahlil-Wolf, M. Leimgruber, M. Min,
S. Muller, D. Pieters, E. Reynad, F. Ross, W. Schmid, A. Schmidt,
P. Schoukens, S. Schulpbach, J.-P. Tabin, B. Ulrich.
Для формулирования диссертантом выводов также имели значение
работы российских экономистов: Антропова В.В., Дмитриевой О.Д.,
Роика В.Д., Церкасевич Л. В. и др.
Степень разработанности проблемы. В отечественной науке не
проводились комплексные исследования правовой основы пенсионной системы Швейцарии, и ее роли в социальном обеспечении жителей страны.
Научная новизна исследования в первую очередь заключается в том,
что в нем впервые в российской науке права социального обеспечения
представлен комплексный правовой анализ пенсионной системы Швейцарии, производится ее сопоставление с пенсионной системой России, выявляются те правовые решения в швейцарском законодательстве, которые могут быть использованы в российских пенсионных законах в процессе дальнейшего совершенствования российского пенсионного страхования.
Основные выводы, характеризующие новизну исследования, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Комплексный историко-правовой анализ нормативных правовых актов
Швейцарии с ХIХ века до настоящего времени позволил диссертанту
определить, что федеральное законодательство о социальном обеспечении
формировалось посредством постепенной передачи полномочий от кантонов к
Конфедерации.
Окончательно оформленной систему источников права социального обеспечения Швейцарии можно считать после вступления в силу последнего из трех основных пенсионных законов – «О корпоративном страховании по старости, инвалидности и потере кормильца» в 1985 г
2.
Автором установлено, что швейцарское законодательство подверглось
влиянию документов ООН, Международной организации труда и восприняло
содержащиеся в них гарантии, а в некоторых случаях – повысило их.
Соглашение о свободном передвижении лиц, заключенное между Швейцарией
и Евросоюзом в 1999 г., играет ключевую роль в предотвращении негативных
последствий для социального обеспечения при проживании и/или
осуществлении трудовой деятельности в разных европейских странах.
2. Взяв за основу научные взгляды российских ученых на
организационно-правовые формы социального обеспечения, автор диссертации
приходит к выводу, что они в России и Швейцарии весьма схожи, но их роль
(удельный вес) в общей системе социального обеспечения стран значительно
отличается. В Швейцарии превалирует социальное страхование, а обеспечение
за счет бюджетных средств дополняет его, предоставляя гражданам помощь в случае невозможности получения страховых выплат, либо при их недостаточности для обеспечиваемого лица.
3. На основе анализа научных воззрений на принципы права швейцарских
ученых (Пьера-Ива Гребе, Беттины Каиль-Вольф, Бриджит Доммен и др.)
диссертант приходит к выводу: принципы, во-первых, являются
основополагающим началом, проявляющимся и конкретизирующемся в
правовых нормах, определяют сущность права Швейцарии; во-вторых, они
применяются для толкования законодательства и разрешения судебных дел, в
том числе, когда имеется пробел в правовом регулировании; в-третьих,
принципы определяют направление развития швейцарского права.
Диссертант считает возможным принципы пенсионного обеспечения
Швейцарии сформулировать следующим образом: достаточность уровня
пенсионного обеспечения для реализации физиологических и социальных
потребностей граждан, справедливость, финансовая устойчивость системы
пенсионного обеспечения, всеобщность, солидарность, дифференциация
условий и норм пенсионного обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств.
4. Пенсионное обеспечение в Швейцарии носит исключительно
страховой характер. Составными частями пенсионного страхования являются:
обязательное (государственное), корпоративное и добровольное страхование.
Анализ положений Стратегии развития пенсионной системы,
предусматривающей создание в России трехуровневой модели пенсионного
обеспечения, позволил выявить общее и особенное швейцарской и российской
систем пенсионного обеспечения. Суть обязательного и добровольного
пенсионного страхования схожа

Учитывая постоянное изменение розничных цен и роста заработной платы в стране, правительство периодически пересматривает размер пенсии.Все работоспособные граждане Швейцарии должны иметь обязательное пенсионное страхование.

Подробнее

«Швейцария заключила уже с 40 европейскими странами специальные соглашения, на основании которых становится возможным трансграничное сотрудничество органов социального и пенсионного страхования и обеспечения разных стран.

Во Франции и Швейцарии пенсионные системы, финансируемые работодателем, являются обязательными. В Великобритании также действует система обязательного профессионального дополнительного пенсионного страхования

Бренд Swiss Life появился в 2004 г. Он призван подчеркнуть специализацию компании – финансовая деятельность в сфере пенсионного обеспечения. Рис. 3.2. Распределение рынка страхования жизни в Швейцарии, 2005 г.

Читать

Многие страховые компании Швейцарии предлагают широкий спектр соответствующих услуг: страхование недвижимого/движимого имущества, жизни и здоровья, страхование от несчастных случаев и многое другое.

Пенсия в Швейцарии.  Таблица сравнения пенсионного возраста в Швейцарии с другими странами. На пенсию здесь выходят довольно рано — в 64 года женщины, мужчины на год позже.