Главной предпосылкой правового государства является наличие развитого гражданского общества. Под гражданским обществом понимается сфера общественных отношений, в которую государство не имеет права вмешиваться

Условия формирования политической и нормативной системы советского общества. Методология изучения проблем теории государства и права. Развитие представлений о государстве в годы Гражданской войны и начала становления социалистического государства.
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Формирование политической и нормативной системы советского общества проходило в достаточно сложных и напряженных условиях на постреволюционном этапе государственного развития. Вместе с крушением монархии началось формирование политической и нормативной систем диктатуры пролетариата.
Согласно марксистскому положению в теории и на практике господствовала точка зрения, которая сводилась к диктатуре пролетариата, как единственной форме государственности, сформировавшейся после социалистической революции. По представлению советских юристов она должна была сохраниться вплоть до вступления государства в фазу коммунизма.
Несмотря на активное и интенсивное развитие советского законодательства, с началом становления нового государства, отсутствовали последовательные представления о месте и роли права при социализме. Так, до середины 30-х годов прошлого столетия считалось, что социалистическое право, представлявшее собой особый тип исторического права, как таковое невозможно. Право с его лишь формальным равенством и отрицанием фактического равенства, во многом воспринималось как нечто по сути своей буржуазное, не социалистическое, тормозящее движение к социализму.
право социалистическое государство
Методология изучения проблемы
Общей методологической основой изучения проблем теории государства и права с начала 20-х годов XX века был диалектический материализм, а одним из основных принципов развития и функционирования права - его классовость. Предметом внимания научной интеллигенции становились, преимущественно, политические вопросы теории революции, диктатуры пролетариата, сущности социалистического государства рабочих и крестьян, научного обоснования принципов построения советского государственного аппарата или критики буржуазного государства и права. В разное время и далеко не системно внимание уделялось проблемам законности, правосознания и правовой культуры.
С периодом 20-х годов прошлого века связывается начало формирования марксистско-ленинской теории государства и права как юридической науки, а также определяется материалистический, классовый подход к изучению права и государства, идеологически обоснованных главным образом в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Диалектико-материалистический подход к изучению права долгое время был преобладающим и существенным образом сказался на современном состоянии теоретической правовой науки.
По нашему мнению дело в том, что марксистско-ленинская правовая теория рассматривала такие явления, как государство и право в качестве единого объекта классового общества. Она исходила из того, что поскольку определенный юридический порядок не существует вне общества, а тип общественной организации при различном строе общества существенно отличается, то и юридические нормы общественной жизни могут значительно отличаться от одного типа государства к другому. Связь, существующую между правом и государством, марксизм признавал объективной, неизменно показывающей влияние одного явления на другое. Поэтому разрыв теории государства и теории права считается известным недостатком общетеоретической науки в 20-х - начале 30-х гг. XX века. Обосновывалось такое разделение на представлениях о необходимости сохранения государства как политического института на все время перехода от капитализма к коммунизму, тогда как право воспринималось чуждым социализму пережитком буржуазной государственности.
Первые декреты нового правительства
Следует подчеркнуть, что еще в начале 1918 года в деятельности всех звеньев Советского государства на первое место выдвинулась задача защиты социалистической революции. Главное е. направление определялось ленинским выводом о том, что, «раз дело дошло до войны, вся внутренняя жизнь страны должна быть подчинена войне». В итоге Советская Республика была провозглашена военным лагерем, что повлекло за собой создание новых чрезвычайных органов государственной власти и управления, не предусмотренных Конституцией РСФСР 1918 года.
Сама Конституция РСФСР открыто закрепляла неравенство граждан. Чрезвычайное законодательство 1917-1922 гг. было использовано в качестве главного средства установления пролетарской диктатуры, тотального подчинения всей страны задачам достижения авторитарной формы правления и подавления политических противников3. Наиболее наглядно это показывает, к примеру, тот факт, что до середины 20-х годов в РСФСР фактически существовало две системы судов: общие суды, рассматривавшие все гражданские дела и большую часть уголовных, и революционные трибуналы, рассматривавшие дела о контрреволюционных и наиболее опасных для Советской власти общеуголовных преступлениях. Однако из-за отсутствия в первое время на огромной части РСФСР общих местных судебных органов местные ревтрибуналы разбирали все общеуголовные и даже подчас гражданские дел.

Примечательно, что, оперируя основными положениями психологической теории права Л.И. Петражицкого, А.В. Луначарский в своих работах обосновывал нормы первых советских декретов о суде, которые фактически легитимировали правосознание как источник права. По первым декретам о суде (1917-1918 гг.) государственные суды могли руководствоваться законами старых правительств, если они не были отменены законодательными актами новой власти, если не противоречили программам-минимум партий союзников (партий большевиков и левых эсеров), а также не противоречили «революционной совести и революционному правосознанию» (декрет № 1) и «социалистическому правосознанию» (декрет № 2).
Появление правового нигилизма
Эскалация правового нигилизма, имеющая свои истоки в 20-х годах ХХ века, породила и нигилизм государственный, повлекший за собой недооценку значения государственно-правовых принципов, институтов, норм и гарантий в политическом и социальном масштабах.
Такой государственно-правовой нигилизм подкреплялся и распространялся на почве ненависти народных масс к старой государственности и праву, отсутствию глубоких традиций демократически организованной государственной и правовой жизни, невысокого уровня политического и правового сознания и культуры населения, представлений о быстром отмирании государства и права и переходе к коммунизму в результате мировой революции. В совокупности вс. это негативно отразилось на сущности, методах и темпах советского государственно-правового строительства, и создало огромные барьеры на пути к формированию демократических форм, институтов и процедур.
Традиционно в марксистском учении о государстве в объективном виде выделялись следующие моменты, характеризующие эту доктрину; государственно-политическая надстройка производна от экономического базиса общества; государство есть особый аппарат насилия (другими словами, государство и политическая власть - это организованное насилие для подавления одного класса другим). Так, по Ф. Энгельсу, государство, возникающее в результате пролетарской революции, есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников. «Государство существует не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников. Возможно говорить о свободе тогда, когда государство перестает существовать».
Право и диктатура пролетариата
После 1917 года в нашей политико-правовой литературе доминирующей стала трактовка определения государства как аппарата диктатуры пролетариата. О правовом государстве речь не велась. Марксистско-ленинской теории тех лет было свойственно отрицание позитивного потенциала досоциалистической государственности. Поэтому вполне логична политика власти начиная с октября 1917 года, провозглашавшая разрушение, уничтожение досоциалистической культуры. Далее, государство понималось как основной рычаг, средство, с помощью которого пролетариату предстояло строить социализм и коммунизм. И как естественное развитие марксистской концепции государство диктатуры рабочего класса «само составляет лишь переход к уничтожению всех классов и к обществу без классов».
Именно на пути максимальной децентрализации осуществления властных функций в условиях постоянного и действенного контроля со стороны избирателей и активного участия граждан в управлении общими делами виделась тогда возможность преодоления недостатков парламентаризма, отказа от него и от разделения власти при сохранении народного представительства. «Не парламентская республика - возвращение к ней от Советов рабочих депутатов было бы шагом назад, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» - так оценивал положение В.И. Ленин.
В эти годы наибольшее развитие получили «революционные» теории права и государства, объяснявшие, в том числе вопросы соотношения «права пролетарского государства» и «права буржуазного» после завершения пролетарской революции. Организация исследований по общей теории права сводилась к изучению проблем диктатуры пролетариата и классовой борьбы, советского строительства и госаппарата, и т.п. Ученые И.П. Разумовский, М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка были видными представителями этого направления теории правовой науки. Политическая специфика послереволюционной истории России объясняет отсутствие иных направлений в теории права и государства, поддерживаемых официальной властью. В то же время существенно иные оценки значению права после пролетарской революции давали А.М. Бобрищев-Пушкин, И.А. Ильин, Н.В. Устрялов и др.
В последующие годы отдельные недостатки теории государства и права как общетеоретической дисциплины...
Другие файлы:
История советского авторского права
Изучение становления авторского права дореволюционной России. Характеристика эволюция советского законодательства по авторскому праву в период 1918-19...
Формирование и эволюция теории государства и права
Возникновение теоретичес

Под влиянием этих идругих факторов формируются предпосылки становления банковского права. Ониохватывают как национальные системы законодательства, так и международнуюправовую среду и состоят в том, что

Подробнее

Развитию и становлению информационного права способствовали три фактора научно-технических достижений человечества: 1. Нелинейное развитие научно-технического прогресса, которое сформировало предпосылки для создания ЭВМ как

Идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Предпосылки становления цивилизаций. Процесс возникновения государства.

Авторская разработка на тему "Предпосылки становления банковской системы России" по предмету "Экономика государств" содержит 50 страниц, 5 рисунков, 6 таблиц и 36 источников.

Читать

Актуальные вопросы становления банковской системы условия формирования банковской системы; действия, необходимые для  На период действия договора указанной группе передается право на 20% голосующих акций, принадлежащих

Шпора по ТГП (2008г.) Теория государства и праваdoc1 016 Кб.  37. Объективные и субъективные предпосылки формирования правовых институтов в современных условиях Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа