Применение мероприятий реструктуризации по основным направлениям позволит каждому конкретному предприятию использовать конкурентные преимущества и

Услуги для частных предприятий
Проведение фокус-групп
Проведение экспертных интервью
Анализ рынка
Разработка маркетинговой стратегии развития бизнеса
Потребители
Коммуникационный консалтинг
Брендинг
Mystery Shopping
Нейминг
Создание фирменного стиля
Разработка логотипа
Маркетинговое консультирование
Составление бизнес-планов
Персональный маркетинг
Анализ и разработка системы мотивации персонала
Прогнозирование
Бенчмаркинг розничной торговли
Маркетинговые исследования супермаркета
Построение и развитие брендов товаров массового потребления
Реклама в книгах
Консультационные услуги по лицензированию
Реструктуризация промышленного предприятий с использованием средств маркетинга
Водопьянов Андрей Валентинович (Vodopjanov Andrey Valentinovich)
Автор раскрывает особенности процедур реструктуризации промышленного предприятия с использованием маркетинговых средств и инструментов. В статье проводится определение целей реструктуризации, выявляется место маркетинга в структуре мероприятий по реструктуризации.
The author opens features of industrial enterprise re-structuring procedures with use of marketing means and tools. Definition of the re-structuring purposes is carried out in the article; the place of marketing in structure of re-structuring actions is revealed.
Современный этап развития экономической системы России характеризуется не только глобализацией производственных отношений, несовершенством законодательной базы, но также неопределенностью конкурентных тенденций и деформированием системы хозяйственных связей, что формирует, в свою очередь, весьма противоречивую среду функционирования промышленных предприятий, где главными условиями их жизнеспособности являются организационная гибкость, динамичность и адаптация к изменяющимся требованиям внешней среды. Все это обуславливает необходимость активного включения в систему управления процессов реструктуризации для обеспечения оперативного реагирования производственной среды на неконтролируемые источники внешних возмущений. В современных условиях процесс реструктуризации промышленного предприятия становится объективной необходимостью, обеспечивающей не только конкурентоспособность предприятия, но и его выживание.
Анализ особенностей функционирования предприятий алюминиевой промышленности свидетельствует о чрезвычайной актуальности исследования реструктуризации для реформирования и обоснования их экономической деятельности. В свою очередь целью реформы данных предприятий является содействие реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, ускоренное наращивание отрыва от ближайших конкурентов и создание уникальных конкурентных преимуществ, в том числе с помощью методов и средств маркетинга.

В современных условиях процесс реструктуризации промышленного предприятия становится объективной необходимостью, обеспечивающей не только конкурентоспособность предприятия, но и его выживание. При этом под реструктуризацией средствами маркетинга следует понимать процесс функциональной перестройки системы взаимодействия между коммерческой и производственной структурами предприятия в целях преодоления противоречий между внешней и внутренней средой его деятельности, а также выделение основных бизнес-единиц в самостоятельные структуры, в основе взаимодействия которых лежат договорные отношения между производственным и потребительским сегментами.
В данном случае основными маркетинговыми средствами реструктуризации являются: исследование рынка, сегментация рынка, бенчмаркинг, политика ценообразования, маркетинговые коммуникации. При этом механизм реструктуризации должен включать следующие основные элементы: четко сформулированные цели и направления реструктуризации; порядок и критерии принятия решений о реструктуризации; способы реструктуризации; средства, необходимые для проведения реструктуризации и механизм ее финансирования; сроки реструктуризации; порядок взаимодействия с фирмами-партнерами, также подлежащими реструктуризации; перечень нормативно-правовых документов, обеспечивающих тот или иной способ реструктуризации.
Планируя проведение реструктуризации как и любого мероприятия по изменению и преобразованию необходимо определить методологическую основу данного процесса, выявив систему целей, задач, методов его реализации. Структурная схема целей реструктуризации маркетинговыми средствами представлена на рисунке 1.
Стратегические цели предприятия делятся на цели более низкого уровня, и, таким образом, строится «дерево целей» или иерархия целей предприятия, в которой достижение целей нижнего уровня является необходимым и достаточным условием для достижения целей верхнего уровня. Применение «дерева целей» – ключевой элемент процесса реструктуризации предприятия, где в рамках первого шага реструктуризации необходимо построить иерархию показателей эффективности деятельности предприятия, соответствующую «дереву целей». Только такой метод («сверху-вниз») может гарантировать соответствие проектируемой бизнеса требованиям, которые предъявляют собственники к бизнесу.

Рис. 1 Структура целей реструктуризации предприятия
(Источник: авторский)
Основной задачей реструктуризации бизнеса предприятия маркетинговыми средствами является создание бизнес-системы, которая, с одной стороны, будет отвечать долгосрочным задачам собственников предприятия, а с другой - развиваться в соответствии с требованиями окружающей среды. В данном случае реструктуризация подразумевает как перестройку бизнеса с целью концентрации на наиболее прибыльных направлениях деятельности, так и реорганизацию системы управления предприятием.
Выделенная структура совокупности целей и задач позволяет определить суть реструктуризации, которая заключается в том, чтобы правильно выделить и развить конкурентное преимущество компании, то есть ее способность производить продукт или услугу лучше других и удерживать свою рыночную позицию. Конкурентное преимущество необходимо развивать как во внешнем окружении компании, так и внутри нее.
Таким образом, на современном этапе развития экономики процесс реструктуризации предприятия основывается на применении маркетингового инструментария. Поэтому целесообразней говорить о реструктуризации предприятия с использованием маркетингового инструментария. Данный процесс как правило требует соблюдения следующих базовых принципов реструктуризации: не предоставляя свободы подразделениям, невозможно сделать их подвижными и инициативными; развитие и использование резервов возможно лишь при получении права самостоятельно использовать результаты своих действий; обеспечение прозрачности бизнеса; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих).
Модель процесса реструктуризации предприятия в современных условиях с применением маркетингового инструментария представлена на рисунке 2.
Рис. 2 Процесс реструктуризации предприятия маркетинговыми средствами
(Источник: авторский)
Данная схема показывает, что приступать к первоочередным мерам по стабилизации надо одновременно с проведением более углубленного анализа бизнеса и составления детального плана действий. Именно достижение быстрых результатов в первые недели и месяцы реструктуризации позволяет придать процессу «быстрый старт» и сразу существенно повысить стоимость бизнеса.
Важным этапом процесса реструктуризации маркетинговыми средствами выступает диагностика предприятия, предполагающая проведение экспресс-анализа предприятия. Прежде всего, необходимо определить возможность реструктуризации.
Экспресс анализ может проводиться с применением ситуационного анализа. В результате ситуационного анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая информационно-технологическая модель функционирования предприятия. Анализ определяет проблемы и узкие места предприятия, его организационно-управленческий потенциал, а также формирует цели и подходы реструктуризации. В таблице 1 представлены основные компоненты ситуационного анализа предприятия, описывающие маркетинговый инструментарий реструктуризации.
Таблица 1
Содержание ситуационного анализа
(Источник: составлено автором) Направления анализа Содержание Источник информации SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре организации Анализ стратегической позиции Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности организации, организационная структура Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует организация; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкурентных преимуществ Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
Как видно из таблицы 1 содержание ситуационного анализа полностью основано на маркетинговом анализе предприятия, где основным источником информации выступают маркетинговые исследования.
Вся совокупность объектов реструктуризации, методов и способов ее проведения позволяет использовать математический аппарат для определения необходимого инструментария. Для выделения из совокупности методов тех, которые приносят максимальный эффект и, следовательно, оказывают наибольшее влияние на стоимость предприятия, используется модель основанная на расчете показателя эффективности.
Критерием эффективности действий в части реструктуризации будет являться экономический эффект (Э a, Э b …), являющийся результатом действий по реализации методов реструктуризации (a,b,c) в части реструктуризации элементов, формирующих предприятие или его деятельность. Эффект от реструктуризации предприятия равен сумме экономического эффекта от рестру

Грамотно проеденная реструктуризация обеспечивает очевидные преимущества  нежели обязательными атрибутами при проведении реструктуризации предприятия

Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ. Эффективность реструктуризации в значительной

Рис. 11.13. Формы корпоративной реструктуризации предприятий.  В плане следует отразить преимущества выбранных организационных форм и методов

Читать

6) дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия. Преимущество реструктуризации

«Проблемы реструктуризации отраслей и предприятий промышленности» и 15.13.  2) раскрыты предпосылки и преимущества реструктуризации компаний путем