Реформирование банковской системы россии и совершенствование банковского законодательства.

РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО...
Бюджетная статистика: реляционные базы федеральная региональная Законы о федеральном бюджете 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2000 г. 2001 г. 1998 г. 1999 г. 1996 г. 1997 г. 1994 г. 1995 г. Нормативные акты 1.
Бюджетный Кодекс РФ
2.
Бюджетная классификация РФ
3.
Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4.
Налоговый Кодекс РФ (часть II)
Поиск по сайту: исполнить запрос расширенный запрос
РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О.И.Лаврушин, заведующий кафедрой “Банковское дело”
Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации.
В последнее время заметно усилилось внимание исполнительной, законодательной власти и научной общественности к банковской системе страны и банковскому законодательству. От банков общество ждет значительных инвестиций в экономику, оздоровления денежного обращения, повышения их роли в общественном развитии.
Реальности однако таковы, что банки, ослабленные дефолтом, не могут в полной степени реализовать свою миссию, их экономический потенциал далек от потребности народного хозяйства, инвестиционные возможности ограничены, а уровень доверия к ним по-прежнему низок. Все это существенно обостряет проблему, дает серьёзный повод говорить о необходимости не столько о реструктуризации, сколько о реформировании банковской системы страны, где дальнейшему совершенствованию банковского законодательства будет принадлежать ключевая роль.
При постепенном приближении к банковской реформе не надо забывать, что банки являются частью экономической систем ы и при всей их важности они функционируют как производные институты, зависимые от общего экономического потенциала. В связи с этим их будущее определяется общим развитием экономики, её структурой, структурой собственности, общими макроэкономическими показателями, а перспективы их развития обусловлены тем, как пойдут в стране экономические реформы, в каком виде сложится законодательство по экономическому блоку в целом.
Это чрезвычайно существенно для темы нашего разговора, ибо попытка рассматривать банковскую систему вне связи с промышленной политикой, бюджетной сферой, налогообложением, окажется пустым занятием, не даст нам возможности сделать правильные шаги в области модернизации банковского хозяйства. К сожалению, в анализе и поисках решения проблем развития банковского сектора довольно заметно ощущается недостаток системного взгляда, в связи с чем принимаемые меры оказываются односторонними и в этом смысле ограниченными.

Второе немаловажное обстоятельство состоит в понимании самого временного отрезка перспективы, этапов развития. Чаще всего наш взгляд соотносился с задачами сегодняшнего дня, упирался в решение уже сложившихся проблем. За текущими проблемами, ближайшими целями забываются цели относительно отдаленного будущего.
Можно, конечно, и дальше говорить о кризисе, о том, как мы из него выходим, как трудно идет реструктуризация кредитных учреждений. Всё это, безусловно, важные проблемы, но это проблемы нашего сегодняшнего дня, в то время как немаловажно заглянуть хотя бы в недалёкое будущее.
Определить наши ближайшие и долговременные цели мы обязаны и потому, что та тенденция к росту, которую нам демонстрирует российская экономика, может вновь оказаться неустойчивой. Здесь многое зависит и от банков, которые, образуя вместе с промышленностью базовый экономический потенциал, способны стать мощным инструментом экономического развития.
Важно учесть уроки нашей современной истории - десятилетнего периода развития, богатого на инфляцию, периодические банковские кризисы и финансовые пирамиды. Богатым на финансовые взрывы оказался весь XX век, особенно вторая его половина, когда период подъема в ряде стран сочетается с экономическим кризисом. Последние финансовые потрясения в Азии, Латинской Америке, Восточной Европе, как известно, болезненно сказались на экономическом развитии ряда географических регионов. Де нежно-кредитные и финансовые кризисы в один день сделали еще более бедными целые народы, банки здесь не стояли в стороне, их спекулятивные операции подогревали финансовый рынок.
По существу опыт нашей отечественной и мировой истории свидетельствует о необходимости, с одной стороны, ограничить негативное влияние банков на развитие современной экономики, тем самым написать новую историю банковской системы, защищая интересы отдельных граждан, предприятий и стран. С другой стороны, речь должна идти о создании такой модели банковской системы, которая оказалась бы более устойчивой к финансовым потрясениям, в большей степени стимулировала бы экономическое и социальное развитие национальных экономик.
Представляется, что стратегическое направление развития национальной банковской системы - это геополитическая направленность движения России в мировое банковское сообщество. Как известно, развитие зоны доллара, зоны евро, зоны йены приближает мир к единству денежной системы, к созданию единой мировой валюты. Что это будет: возврат к золоту, создание евродоллара или нечто другое - это покажет будущее. Отдельные эксперты полагают, что не исключено уже через какие-то 10-15 лет на базе Европейского центрального банка (Банк ЕС), а скорее всего на новой основе возникнет Всемирный банк, осуществляющий регулирование денежно-кредитной сферы на базе мировой валюты.

Перед Россией в этой связи стоят непростые задачи: не отстать от мира, встроиться в мировые закономерности, наверстать упущенное ею время в силу особых причин её исторического развития в XX веке, построить денежно-кредитную систему, функционирующую на новой более эффективной основе.
При решении данной задачи исполнительная и законодательная власть в большей степени исходит из необходимости установления эконо мических нормативов, принятых международным банковским сообществом. Отсюда требования к достаточности банковского капитала, ликвидности, управлению рисками. Все это правильно, но охватывает лишь одну сторону проблемы. В системе оценки деятельности банков отсутствует такой важный компонент, как уровень управления банковским хозяйством. Известно, что можно иметь банковский капитал, но качество управления им, его размещение окажется не на должном уровне.
В этой связи мы считаем односторонней и часто повторяемую постановку вопроса о недостаточной капитализации российской банковской системы. Да, совокупный капитал российской банковской системы незначителен, да у нас слишком много мелких банков, да мы пока не восстановили предкризисный уровень собственных средств (капитала) кредитных учреждений. Но верно и то, что достаточность капитала соизмеряется качеством его размещения, умением управлять имеющимися ресурсами. У кого-то есть большие деньги, но есть и неработающие активы, существенные размеры проблемных ссуд, просроченных платежей по банковским кредитам. Именно здесь, на наш взгляд, центр проблемы. По различным причинам банки не в полной мере овладели современными приемами управления активами, оценки кредитоспособности своих клиентов, отбора субъектов и объектов кредитования.
Приближаясь к международным стандартам, нам следует вернуться к в своё время предлагаемой программе создания банков международного уровня, где оценка уровня управления банком заняла бы, в общей системе их оценки, достойное место. Было бы полезным, на наш взгляд, на законодательном уровне предусмотреть сертификацию качества управления банком, прохождение процедуры Международной Организации Стандартов, предусматривающей обеспечение уровня и качества управления. Полезным было бы также установление для определенной категории банковских служащих (особенно главных бухгалтеров) квалификационного экзамена .
Важнейшую роль здесь призвано сыграть банковское законодательство, построенное по принципу Банковского кодекса. Банковский кодекс - это фундаментальная программная задача регулирования денежно-кредитных институтов и их операций. Как нормативный документ он призван в рамках единой структуры, сгруппировать законодательные нормы, относящиеся к банковской сфере. При формировании данных норм доминировать должны не кратковременные потребности сегодняшнего дня, а фундаментальные представления общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и другие положения, выработанные мировой теорией денежно-кредитных отношений.
Представляется, что в процессе работы над Банковским кодексом нам удастся избежать превалирования институциональных норм (норм, регулирующих деятельность отдельных банковских институтов) над функциональными нормами (правилами, регулирующими отдельные банковские операции), сконцентрировать внимание на законодательных актах, направленных на регулирование самих денежно-кредитных отношений. Реформировать необходимо не только банк, как один из субъектов отношений, в оздоровлении нуждаются прежде всего денежные и кредитные отношения, как отношения между разнообразными субъектами. Приоритетами в области банковского законодательства должны быть не вопросы о том, кто должен утверждать смету Центрального Банка Российской Федерации, не даты его выхода из капиталов загранбанков, некоторых других кредитных учреждений, а увеличение банковских инвестиций в экономику, повышение доверия инвесторов к банковской системе.
Не секрет, что качественной законодательной базы здесь не существует. Прежде всего неполно проработаны вопросы о взаимной ответственности кредитора и заемщика за соблюдение принципов и условий кредитования, в том числе ответственность государства, толкающего банки к кредитованию высокорисковых проектов, ответственность менеджеров за банкротство кредитного учреждения. Практически нет правового механизма выявления заведомо фиктивных кредитов. Даже если предположить, что удастся доказать, что банк-кредитор и клиент-заемщик заранее знали о бесперспективности возврата ссуды, то по действующим законодательным нормам их невозможно привлечь к какой-то ответственности. Чрезвычайно затруднен механизм реализации прав акционеров, залога в пользу кредитора. Нуждаются в

Банковская реформа в России и становление современной банковской системы. В СССР банковская система 90-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.

Подробнее

Представляем вашему вниманию дискуссию «Банковская система России: пути реформирования», поводом для которой послужили предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

Итак, тема контрольной работы является весьма актуальной в условиях реформирования банковской системы России. В соответствии с выбранной темой в работе поставлены и решены следующие задачи

Финансовый факультет. Уразова С. А. История реформирования банковской системы России.  Вид занятия, тема и краткое содержание. Методы. 1. 2. Тема 1. Реформирование денежного обращения в России до середины XIX вв.

Читать

Глава 3. банковские системы китая и россии: краткий сравнительный.  В этом направлении актуально интенсивное реформирование банковской системы Китая с учётом сочетания рыночных принципов и китайских

Реформирование банковской системы Китая : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10, 08.00.14.  Глава 3. банковские системы китая и россии: краткий сравнительный анализ и перспективы