рынок факторинга в россии 2013-2014

Кто работает на факторинговом рынке в России, в настоящее время, какова ситуация по состоянию на середину 2015 года и насколько популярны подобные услуги по сравнению с кредитованием и лизингом? Разберемся по порядку.
Какую услугу выбрать?
Зачастую факторинг путают с лизингом или, по крайней мере, считают, что это близкородственные понятия. Происходит путаница потому, что оба инструмента относительно новы для российской финансовой практики и имеют отчасти схожие названия. На самом деле ничего общего между этими инструментами нет. Если факторинг - финансовая услуга, то лизинг - долгосрочная аренда имущества с возможностью его выкупа.
К факторингу обычно прибегают в случаях недостатка оборотного капитала, недоступности банковских кредитов, неплатежей контрагентов. Преимущество такого финансирования - в его удобстве для всех участников сделки. Поставщик (кредитор) получает ускорение оборота капитала, поскольку платежи поступают в срок даже при финансовых затруднениях покупателя (должника). Выгодна эта схема и покупателю: вместо немедленной оплаты товара можно «растянуть» выплату во времени, выплачивая ее фактору. Оборачиваемость средств при взаиморасчетах сторон ускоряется, структура баланса улучшается, риск возникновения «плохих» долгов сводится к минимуму. Результат: условия, благоприятствующие эффективной производственной деятельности поставщика и покупателя. Создается такая ситуация за счет того, что, при ее использовании, фактор сразу после поставки выплачивает поставщику 75-90% ее суммы - получается нечто похожее на кредитование.
Тем не менее, от обычного кредитования, данная услуга отличается тем, что:
- не требуется обеспечения (тогда как кредит предоставляется под залог);

- поставщик на постоянной основе получает бессрочное финансирование (тогда как кредитование – это финансирование срочное), поскольку договор факторинга заключается на неопределенный срок, в отличие от срочного кредитного договора. Это позволяет поставщику гораздо быстрее и с меньшими рисками наращивать объемы бизнеса;
- задолженность погашается дебитором, тогда как поставщик получает деньги за проданные товары (услуги) или оказанные работы практически сразу.
Еще одна возможность данной операции, актуальная в кризис: заключив договор об обслуживании, поставщик может отказаться от штатных специалистов, решающих вопросы, которые берет на себя фактор.
Стоит отметить, что все привлекательные возможности отчасти «съедаются» высокой платой за обслуживание. Высока она не в последнюю очередь потому, что компания берет на себя риск неплатежей со стороны должника. Тем не менее, это выгодный и весьма удобный инструмент по сравнению с обычным кредитованием. Не удивительно, что российский факторинговый рынок за последние 15 лет вырос почти в 10 раз.
А что у нас?
Услуга появилась в нашей стране еще в 1988 году: отдельные банки стали эпизодически предлагать, распространенный к тому времени на Западе, сервис. Но лишь с 1999 года она начала развиваться системно: на рынке появилась первая российская специализированная Национальная Факторинговая Компания (НФК).
За 16 лет данный вид финансирования, в России, претерпел заметные изменения. Помимо закономерного роста компаний – пионеров рынка и расширения департаментов банков, предоставляющих данные услуги, появилось множество специализированных организаций-факторов. Специализация формировалась как по отраслям, так и по сегментам клиентов: одни организации сделали ставку на крупный бизнес, что позволило расти более быстро, другие – на средних и небольших игроков. Малых и средних компаний значительно больше, поэтому органищации со специализацией на работе с такими клиентами росли «на объеме». Сегодня рынок четко сегментирован и достаточно развит, уровень конкуренции на нем специалисты характеризуют как высокий.

В 2013 – 2014 годах, вслед за спадом на российском рынке финансовых услуг вообще, и здесь были замечены признаки стагнации: после многих лет бурного роста рынок этих услуг «притормозил». По данным РА «Эксперт», после ежегодного прироста на 30% в 2014 году рост составил всего 9%. Главные проблемы, с которыми столкнулись участники факторингового рынка и их клиенты в 2014 году, не отличаются от сложностей, преодолеваемых финансовым рынком в целом: дефицит ликвидности, снижение кредитоспособности предприятий и покупателей, увеличение стоимости денежных ресурсов, рост объема просроченной задолженности, учащение случаев мошенничества клиентов.
Тем не менее, даже в сложном 2015 году он продолжает развиваться. Во-первых, вслед за вступлением России в ВТО, формированием единого экономического пространства ряда постсоветских государств и расширением сотрудничества РФ со странами дальнего зарубежья ожидается рост международного факторинга, доля которого сейчас составляет чуть более 2% (для сравнения: в странах Европы – в среднем 15%). Во-вторых, совершенствуется гражданское и налоговое законодательство, устраняются правовые пробелы. В-третьих, к этой услуге все чаще прибегают организации, работающие в области госзакупок. Не удивительно, что среднесрочные перспективы данного сервиса, в нашей стране, специалисты и деловое сообщество оценивают достаточно оптимистично.
По итогам 2014 года лидером рынка по объему факторингового портфеля стала дочерняя компания группы ВТБ — «ВТБ Факторинг» (88,1 миллиардов рублей). В топ-5 также вошли Промсвязьбанк (ставший лидером в сегменте «для предприятий малого и среднего бизнеса»), Альфа-Банк, специализированная компания «Газпром-факторинг» и банк «Петрокоммерц». Есть вероятность, что в текущем году эта пятерка несколько изменится: по итогам I квартала 2015 года Петрокоммерц единственным из лидеров показал рост объема оборотов на 20% по сравнению с I кварталом 2014 года — на фоне общего падения рынка на 22% (данные РА «Эксперт»). По величине клиентской базы лидирует специализированная компания ФК «Лайф» (входит в одноименную финансовую группу, работающую в 20 регионах РФ) – на ее долю приходится 40% рынка.
Таким образом, в нынешних условиях закономерно лидируют крупнейшие российские банки, предоставляющие такую услугу, специализированные дочерние компании крупнейших финансовых групп и банков с участием государства. В свете последнего важной новостью стал выход в марте 2015 года на рынок еще одной «дочки» государственного банка — специализированной компании «Сбербанк факторинг», строящей весьма амбициозные планы. Участники рынка закономерно опасаются мощного конкурента, однако, по мнению некоторых из них, ситуация в целом от присутствия сильного участника лишь выиграет. Во-первых, сервисом могут активно заинтересоваться новые клиенты из государственного сектора. А во-вторых, административный ресурс крупнейшего банка страны может способствовать совершенствованию законодательства, затрагивающего факторинг, прежде всего с участием государственных компаний.

рынок факторинга в россии 2014 super

рынок факторинга в россии 2013

Оборот российского рынка факторинга за 9 месяцев 2014 года составил 1 трлн. 457 млрд. рублей.  по факторингу свыше 1,5 трлн. рублей (данные на 01.01.2014 г.), члены АФК предоставляют факторинговые услуги более чем в 70 регионах России

Читать

рынок факторинга в россии 2014 calendar

«Эксперт РА»: в 2014 году рынок факторинга преодолеет рубеж в 2 трлн рублей. года состоялась X ежегодная конференция «Факторинг в России – 2014», организатором которой выступило рейтинговое агентство «Эксперт РА».