Страховщик имеет право: – проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального(персонифицированного)

Статья 6 Закона об организации страхового дела дает определение понятия страховщика как юридического лица, созданного в соответствии с законодательством для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившего лицензии в установленном настоящим Законом порядке. Новая редакция Закона несколько отличается от старой в части определения понятия страховщика. Нет в нем ссылки на создание юридического лица в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. Тем не менее мы можем утверждать, что новая редакция правила ст. 6 позволяет рассматривать страховщика в качестве юридического лица, созданного в любой организационно-правовой форме. Какие-либо запреты здесь отсутствуют.
Названный Закон различает две группы страховщиков: страховые организации и общества взаимного страхования. Различие между ними заключается в том, что первые занимаются страхованием на профессиональной основе, причем страховые услуги оказываются третьим лицам (страхователю, застрахованному лицу); вторые осуществляют (на основании членства) страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов. ГК РФ (п. 5 ст. 968) разрешает обществам взаимного страхования выступать в качестве страховщика и осуществлять страхование интересов лиц, не являющихся членами общества. В этом случае такая страховая деятельность должна быть предусмотрена его учредительными документами, а само общество образовано в форме коммерческой организации и отвечать другим требованиям, установленным Законом об организации страхового дела. Это, во-первых.
Во-вторых, если общества взаимного страхования, по общему правилу, обладают статусом некоммерческой организации, то страховые организации могут (исходя из буквального толкования ст. 938 ГК РФ, ст. 6 Закона об организации страхового дела) учреждаться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
А.В. Чебунин предлагает изменить легальное определение страховщика, считая, что общества взаимного страхования некорректно относить к страховщику (общества можно признать только "организацией, подобной страховщику"). По его мнению, в тех случаях, когда общества взаимного страхования осуществляют страхование интересов лиц, не являющихся членами общества, они (общества) выступают в качестве страховщика и коммерческой организации. Такой вывод заслуживает внимания, однако не бесспорен. Так, ст. 6 Закона об организации страхового дела распространяет общий режим страховщика и на страховые организации, и на общества взаимного страхования. Получается, что не только страховые организации, но и общества взаимного страхования могут создаваться в любой организационно-правовой форме юридического лица. При учреждении обществ в качестве некоммерческой организации используется весь набор организационно-правовых форм для данного вида юридических лиц. В случае создания обществ со статусом коммерческой организации соответственно применяются организационно-правовые формы коммерческой организации (ст. 50 ГК РФ).

Далее, страховая деятельность страховщика лицензируется, а лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ст. 32 Закона об организации страхового дела). На практике возник вопрос о лицензировании страховой деятельности обществ взаимного страхования как некоммерческой организации. По этому поводу Министерство финансов РФ сообщает, что выдача лицензий некоммерческим обществам взаимного страхования, осуществляющим страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов, производится в соответствии с требованиями Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 г. N 02-02/08 (в ред. письма Росстрахнадзора от 17 июня 1994 г.). При этом требования разд. III, п. 4.1.3, 4.1.4 и 4.1.6 данных Условий лицензирования не применяются.
Таким образом, с точки зрения действующего законодательства термин "страховщик" включает в себя два вида субъектов страхового права - страховые организации и общества взаимного страхования.
В силу названного Закона и ст. 938 ГК РФ страховщиком может быть только юридическое лицо. Официальная доктрина не признает в качестве страховщика физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя. Напротив, в промышленно развитых странах не исключается также возможность сосредоточения страхового фонда в руках индивидуальных предпринимателей. Так, широко известный на международной арене английский "Ллойд" представляет собой объединение индивидуальных страховщиков, каждый из которых осуществляет страховые операции от своего имени и на свой риск.
Мы считаем, что с учетом опыта промышленно развитых стран надо внести соответствующие изменения в ГК РФ и Закон об организации страхового дела, предоставив возможность индивидуальным предпринимателям выступать в качестве страховщиков. Причем необходимо перенять указанный опыт организации страхового бизнеса с использованием модели договора коммерческой концессии (франшизы).

Будучи юридическим лицом, страховщики могут быть созданы и как коммерческие, и как некоммерческие организации. Хотя обычно страховые компании представляют собой коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных обществ. Соответственно порядок их образования и организация деятельности регулируются прежде всего ГК РФ, Законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. Наряду с общими законами указанные вопросы регламентируются и специальными правовыми актами.
Действующее законодательство не исключает и возможности создания страховых организаций в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий. Каких-либо запретов на этот счет нет.
В литературе было высказано мнение о необходимости внести изменения в ст. 6 Закона об организации страхового дела, указав, что страховщики (читай: страховые организации и общества взаимного страхования, осуществляющие страховую деятельность для третьих лиц) должны создаваться в форме хозяйственных обществ. На самом деле ст. 25 Закона об организации страхового дела прямо содержит ссылку на то, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них экономически обоснованных страховых тарифов, страховых резервов, собственных средств. В п. 3 ст. 25 говорится, что страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом. Известно, что уставный капитал - вид имущества, принадлежащий не всем коммерческим организациям. Его нет в хозяйственных товариществах, производственном кооперативе. Однако он (капитал) присутствует в хозяйственных обществах. В соответствии со ст. 12 Закона об унитарном предприятии уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Безусловно, такая организационно-правовая форма юридического лица, как хозяйственное общество, в большей степени подходит к созданию страховой организации. Но сказанное не должно исключать возможности учреждения страховых организаций в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. Для подобного рода выводов необходим обстоятельный анализ и страхового законодательства, и практики его применения. Ведь можно пойти по пути ограничения содержания прав физических и юридических лиц, выступающих в качестве учредителей страховой организации. Именно в этом направлении движется, например, банковское законодательство.
Кто знает, может быть для обоснования целесообразности той или иной организационно-правовой формы юридического лица нужен своеобразный экономико-правовой расчет, а не просто желание разработчиков закона. Одного желания здесь явно недостаточно.
Надо помнить, что в реальной действительности действуют страховые организации с указанием в наименовании на их государственную принадлежность, хотя с точки зрения ГК РФ они являются акционерными обществами. В качестве примера можно привести Российскую государственную страховую компанию (Росгосстрах), учрежденную по Постановлению Правительства РФ от 10 февраля 1992 г. N 76. Согласно Постановлению страховая компания является акционерным обществом, созданным на базе Правления государственного страхования Российской Федерации при бывшем Министерстве финансов РСФСР. Ее учредителем от имени государства выступает Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), который является держателем 100% акций этой компании.
На фоне нового ГК названное Постановление - не что иное, как "правовой нонсенс". Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческой организации с частной собственностью, даже если публичные образования (государство, ее субъекты и муниципальные образования) владеют 100% акций.
ГК РФ не дает возможности для учреждения и так называемых смешанных страховых организаций, в формировании уставного капитала которых помимо частных физических и юридических лиц принимают участие публичные образования. Так, в сфере внешнеэкономической деятельности действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от коммерческих рисков. Оно создано в целях улучшения финансовых условий в России для привлечения и использования иностранных инвестиций в интересах развития российской экономики, а его учредители, с одной стороны, международные финансовые организации, иностранные банки, инвестиционные и страховые компании, с другой - российские предприятия и организации.
На наш взгляд, при рассмотрении вопроса о выборе организационно-правовой формы страховщика надо учитывать, что страховые организации можно подразделить на частные и публичные. К публичным относятся страховые организации (внебюджетные фонды, осуществляющие обязательное страхование), возникающие на основе публично-правового акта помимо воли частных лиц и не преследующие цели получения прибыли. Поэтому публичные страховые организации являются некоммерческими и

Любая административная, общегражданская или иная ответственность Страхователя, возникающая исключительно из статуса  ущерба; причиной нанесения ущерба третьим лицам явилась деятельность работников Страхователя, находившихся в

Подробнее

причина страхования: запрашиваемое страховое покрытие должно соответствовать статусу страхователя, а  с застрахованным лицом или же страхователь находится в финансовой зависимости от лица, чья жизнь является объектом страхования.

определить правовой статус субъектов страхования, указать объекты гражданских прав, в отношении которых может  Если же до заключения договора страхователь и страховщик находились в добросовестном неведении относительно возможного

Категория страхователя. Тариф для ПФР. Шифр для ФСС.  1,9. 20,2. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента  предприниматели, уплачивающие по основному тарифу и находящиеся на упрощенной системе

Читать

Правовой статус граждан, страхователей и страховщика в системе медицинского страхования.  В подтверждение заключенному договору каждому застрахованному выдается страховой медицинский полис, который находится у него на руках.

Статус урегулирования дела. Услуга помогает узнать на каком этапе рассмотрения находится ваш страховой случай. СТРАХОВАТЕЛЬ.