Инвестиционная политика коммерческих банков предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Государство регулирует инвестиционную деятельность с помощью двух групп методов: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три раздела: правовой, административный, и экономический.
Методы прямого воздействия регулируются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического развития. Методы косвенного регулирования осуществляются только экономическими средствами. Согласно мнению Дадиной Л.Ф. «в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления» [1].
Правовая форма играет первостепенную роль, так как любое регулирующее воздействие государства должно быть законодательно установлено.
Экономические инструменты можно разбить на три группы:
1. Активно-структурные инструменты;
2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики);
3. Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики).
Для реализации системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое обеспечение, которое определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой, так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной политики. Данная группа регуляторов пронизывает всю систему инвестиционной деятельности и является движущей силой, направленной на активизацию инвестиционных процессов и повышение интенсивности инвестиционных потоков.
Несмотря на активное участие государства в регулировании инвестиционной деятельности в России в настоящее время существуют проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.
Инвестиционный климат-это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, представляющих привлекательность и целесообразность вложения инвестиций в ту или иную хозяйственную систему [2]. Дать точную количественную оценку инвестиционному климату крайне сложно. Его принято оценивать как:
-благоприятный;
-неблагоприятный;
-нейтральный.
В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность, которую понимают как наличие определенных условий, влияющих на инвестора для выбора того или иного объекта инвестирования.
К данным условиям относятся:
-инвестиционный потенциал - количественная характеристика инвестиционной привлекательности;

-инвестиционный риск - качественная оценка инвестиционной привлекательности.
Для характеристики инвестиционной привлекательности нет специальных показателей. Их заменой служат кредитные рейтинги, создаваемыми крупными международными рейтинговыми агентствами: Standard Poor’s, Fitch-IBSA, Moody’s Investors Service и другие. Кредитный рейтинг страны характеризует уровень риска кредитора или инвестора при работе с данным конкретным эмитентом.
Финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. затронул экономику России и сместил ее показатели вниз в кредитных рейтингах. Так, например, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг., опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума, РФ находится на 63-м месте (в 2007 г.-43-е место). При этом отмечается, что конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики, серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия [3].
Для оценки инвестиционного климата следует определить, какие сферы экономики страны являются приоритетными для инвесторов. В силу своей неразвитости и крайней рискованности малый бизнес остается малопривлекательным для российских и иностранных инвесторов. Из-за дешевизны рабочей силы и низкой стоимости капитального строительства инвестиции в производство товаров народного потребления направляются в страны Юго-Восточной Азии.
Основными инвестиционно-привлекательными объектами в национальной экономике являются:
-транспорт и связь;
-операции с недвижимым имуществом;
-аренда и предоставление услуг;
-добыча полезных ископаемых;
-обрабатывающие производства [4].
В Российской Федерации процесс инвестирования сегодня является малоэффективным и непривлекательным для инвесторов. Это обусловлено отсутствием активной государственной политики, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку и оздоровление воспроизводственной структуры экономики.
Существующая модель регулирования инвестиционной деятельности в России имеет следующие основные недостатки:
1. Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций.
2. Слабое стимулирование привлечения частных инвестиций.
3. Недостаточный объем государственного инвестирования реального сектора экономики.
4. Инвестирование государством и иностранными инвесторами в основном сырьевых отраслей экономики (газ, нефть, электроэнергия, лес).
5. Низкая эффективность инвестиций из-за высокой инфляции и транзакционных издержек, связанных в первую очередь с высокими ценами монополистов.

6. Большая доля государственных ценных бумаг в активах государственных банков.
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется целым комплексом объективных и субъективных причин.
Провозглашенная государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают огромные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Динамика иностранных инвестиций в Российскую экономику представлена в таб. 1.
Таб.1 Объем иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в 2002- 2010 гг., млн. долл.
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
19 780
29 699
40 509
53 651
55 109
120 941
103 769
81 927
114 746
Возникающие сложности вынуждают иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через посредников (в основном банки), работающих на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Можно утверждать, что привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.
Рассматривая инвестиции, приходящие из-за рубежа, необходимо сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. Несмотря на сложные экономические условия, за последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Большая часть этих средств переводится в конвертируемую валюту и оседает в западных банках. Это значительно противоречит тем ожиданиям, с которыми страна вступила в посткоммунистическую эпоху. Ожидалось, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Тенденция к этому наметилась в 2001-2003 гг., однако с 2004 г. отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из страны вновь в несколько раз превышает их приток [5].
Для предотвращения незаконных операций по вывозу капитала, сопровождающимся, как правило, уклонением от уплаты налогов целесообразно включение в число органов валютного контроля налоговой и таможенной служб.
Это предусматривает электронное декларирование паспортов сделок с передачей их в базы данных всех органов валютного контроля, и также принятие мер по привлечению к ответственности руководителей предприятий, допускающим накопление просроченной дебиторской задолженности по экспортно-импортным операциям.
Интересная точка зрения принадлежит доктору физико-математических наук В.К. Захарову, по мнению которого:
Внешнее инвестирование является одним из способов развития инвестирующего государства;
Привлечение и получение внешних инвестиций не может служить основой развития инвестируемого государства;
В условиях нормальной рыночной экономики в сферы деятельности, приносящие доход лишь в отдаленной перспективе или вообще не приносящие дохода, но необходимые для целостного развития страны, внутренние рыночные (негосударственные) инвестиции идти в принципе не могут;
А это значит, что никакого развития страны в целом в условиях естественного рынка происходить не может.
Поскольку без внутренних инвестиций не возможно развитие России, а внутренние рыночные инвестиции, так же как и внешние не могут его обеспечить естественно, сделать вывод о том, что только внутренние нерыночные государственные инвестиции в воссозданной управляемой хозяйственной системе могут инициировать это развитие [6].
Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, при этом средства бюджета необходимо направлять на проекты, которые в силу их общественного характера невыгодны для частного бизнеса: в отрасли социальной сферы (здравоохранение, системы распределения образование, жилищное строительство), в фундаментальную науку, в инфраструктуру (дороги, энергии).
Развитие за государственный счет коммуникационных систем повышает мобильность частного капитала, снижает издержки производства и расширяет потенциальные возможности реализации продукции частных компаний.
Для этого необходимо создать механизмы долгосрочного кредитования инвестиционных проектов. Для реализации этих условий государство располагает инструментами налогово-бюджетной, денежно-кредитной, антимонопольной и ценовой политики.
Ориентация налогово-бюджетной политики на цели развития предполагает снижение налоговой нагрузки на все виды инвестиционной деятельности, выделение бюджетных средств на поддержку критически значимых для становления нового технологического уклада государственных расходов.
Инструменты денежно-кредитной политики должны обеспечить адекватное денежн

восстановительного периода и активной структурной перестройки инвестиционная политика российского государства  Полагаю, что использование инвестиционных статей бюджета для рефинансирования учреждений (банков) развития несравнимо

В действующем российском банковском законодательстве отсутствует определение инвестиционного банка и инвестиционной банковской деятельности. Инвестиционная деятельность банков опосредует как кредитные отношения, так и

• В инвестиционной политике слабо задействованы крупнейшие  Инвестиционным банкам - зеленую улицу. Российские КБ являются в основном универсальными.  Оцените эту статью по пятибальной шкале. 1 2 3 4 5.

Читать

Факторы, определяющие структуру инвестиционного портфеля банка. Скачать бесплатно Инвестиционная политика банка Загрузить Инвестиционная политика банка.

1.3 российский банк развития и его задачи в сфере. производственного инвестирования.  5) Финансы, 7/2003, статья: “Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой”, автор Л.Г. Паштова.