стоимость бизнеса и эффективность финансового менеджмента компании

Общие положения. Оценка бизнеса и компании — одна из важнейших задач корпоративного управления. Она позволяет определить конкурентоспособность и успешность компании на рынке, служит индикатором развития компании.
Оценка стоимости бизнеса, имущества всегда проводится с какой-либо конкретной целью (определение цены продажи, получение ипотечного кредита, страхование имущества и т.д.). Эта цель называется назначением оценки, обусловливает выбор определения искомой стоимости. Одно и то же имущество будет иметь разную стоимость при использовании различных определений стоимости. Так, например, оценка стоимости для целей страхования от огня отличается от оценки стоимости для целей ипотечного кредитования. В первом случае величина стоимости определяется затратами на восстановление элементов сооружений, подверженных соответствующим рискам, а во втором — наиболее вероятной ценой, по которой объект сможет быть продан на рынке в случае прекращения выплат по ипотечному кредиту.
В теории и практике оценки бизнеса традиционно существует классификация подходов к оценке бизнеса по используемым исходным данным, при этом оценка компании как бизнеса и как имущественного комплекса производится практически одинаковыми методами, однако содержание методов существенно различается.
Различают следующие виды подходов к оценке бизнеса.
Рыночный подход — общий способ определения стоимости компании и (или) ее собственного капитала, в рамках которого используется один или более метод, основанный на сравнении данной компании с аналогичными уже проданными капиталовложениями.
Доходный подход — общий способ определения стоимости компании и (или) ее собственного капитала, в рамках которого используется один или более метод, основанный на пересчете ожидаемых доходов.
Подход на основе активов — общий способ определения стоимости компании и (или) ее собственного капитала, в рамках которого используется один или более метод, основанный непосредственно на исчислении стоимости активов за вычетом обязательств.
Затратный подход — поэлементная оценка компании. Общую стоимость объекта получают суммированием стоимостей всех его элементов. Применение затратного метода дает пессимистическую оценку объекта, однако в условиях, когда фондовый рынок еще не сформирован, а рыночная информация отсутствует, этот подход часто оказывается единственно возможным.
Упрощенно можно считать, что оценка бизнеса — это оценка рыночной стоимости собственного капитала компании или какой-либо ее части. Оценка стоимости акций компании может рассматриваться как частный случай оценки бизнеса. Сразу оговоримся: оценка бизнеса и оценка рыночной стоимости имущества — это далеко не тождественные понятия, так как оценка бизнеса предполагает определение стоимости компании для собственника (который, предположим, решил продать свою компанию).

По мнению специалистов The Boston Consulting Group, есть три основных фактора, при наличии которых стоимость компании однозначно увеличивается.
1. Прибыль должна расти, а компания обязана зарабатывать в год больше, чем в среднем стоит ее размещенный на фондовом рынке капитал. Инвесторам нет смысла вкладывать деньги в акции конкретной компании, если прибыль от них не больше, чем от денег, вложенных в индекс рынка, так как риск при вложениях в рынок гораздо меньше.
2. Необходимо, чтобы компания смогла выбрать наиболее выгодные и перспективные области бизнеса и направить туда свои средства, закрыв менее выгодные направления развития.
3. Компания должна получать и наращивать инвестиции, а для этого необходимо выполнить первое и второе условия.
Хотя в настоящее время большинство специалистов невысоко оценивают возможности российского рынка капитала, использование концепции повышения стоимости бизнеса может помочь подготовить компании для выхода на отечественные и зарубежные фондовые рынки в будущем. В любом случае оптимизация управления, связанная с увеличением стоимости компании, делает ее структуру и бизнес более устойчивыми и эффективными.
Итак, стоимость бизнеса как показатель эффективности корпоративного менеджмента имеет следующие преимущества:
• абстрагирование от специфики бизнеса, его предметной ориентации;
• возможность сравнения как развития отдельной компании на этапах ее деятельности, так и сравнения компаний между собой;
• возможность анализа источников роста стоимости бизнеса с выделением ключевых направлений успеха.
Реальная стоимость бизнеса учитывает способность компании приносить прибыль, а цель современного менеджмента заключается в постоянном увеличении стоимости бизнеса.
Для повышения стоимости бизнеса, в частности, необходимо:
1) сформулировать его долговременные цели, уметь подготавливать и реализовывать стратегию их достижения;
2) совершенствовать систему бухгалтерского учета и управления финансами;
3) оптимизировать корпоративную структуру (структуру владения и контроля) и налогообложение;
4) усовершенствовать процедуры корпоративного управления и защиты прав инвесторов (у компании должна быть эффективная система принятия решений, а инвесторы, как крупные, так и мелкие, должны иметь возможность проверять работу менеджмента и влиять на нее);

5) создать благоприятный имидж компании и узнаваемую торговую марку;
6) обеспечивать ликвидность ценных бумаг компании и расширение доступа к финансированию и инвестициям;
7) внедрять технологические новшества.
Можно указать следующие обстоятельства, инициирующие оценку компании:
• реструктуризацию, включая реорганизацию, разукрупнение или ликвидацию;
• полную или частичную смену собственника (покупка или продажа компании);
• приватизацию государственных предприятий;
• сдачу предприятия в аренду для обоснования размера арендной платы;
• выявление собственником компании способа максимально эффективного ее использования;
• приобретение земельного участка на предмет его использования конкретным запланированным способом;
• решение об инвестировании (оценка эффективности инвестиционных проектов, в том числе проекта финансового оздоровления компании или участия в совместных инвестиционных проектах);
• создание совместного предприятия (оценка вклада компании);
• проверку кредитоспособности;
• выход учредителя или принятие нового;
• страхование;
• урегулирование вопросов наследования;
• раздел имущества, внесение недвижимости в качестве доли в уставный капитал новой компании;
• уточнение стоимости имущества компании как базы для налогообложения.
Ошибочно полагать, что стоимость компании представляет собой объективную величину. Дело в том, что стоимость компании существенно зависит от того, какие планы в отношении ее строят заинтересованные в оценке стороны (в случае покупки — инвестор и (или) продавец). Важную роль играют при этом субъективные ожидания и готовность сторон рисковать.
Оценка производится на основе:
- общей характеристики компании, ее истории и перспектив развития;
- доли акционеров в капитале компании или характеристики ценных бумаг, подлежащих оценке, включая юридические права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль над компанией, и соглашения, ограничивающие продажу или передачу этих прав;
- финансовой информации о компании за предыдущие периоды;
- активов и обязательств компании;
- общей характеристики и текущего состояния отраслей, которые оказывают влияние на данную компанию;
- оценки экономических факторов, оказывающих влияние на данную компанию;
- оценки состояния рынка капиталов как источника необходимой информации о возможных ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, сделках с котируемыми акциями, слияниях и поглощениях компаний;
- данных о прошлых сделках с участием оцениваемой компании, долей в ее капитале или ее акций.
Оценка выполняется независимыми экспертами-оценщиками.
Виды оценочной стоимости. В зависимости от предполагаемого использования результатов и объекта оценки выделяются такие основные виды оценочных стоимостей, как стоимость в пользовании и стоимость в обмене. Стоимость в пользовании определяется исходя из предположения о том, что компания не будет продаваться на свободном, открытом и конкурентном рынке для любых альтернативных целей использования ни полностью, ни путем распродажи по частям. Стоимость в пользовании носит субъективный характер, поскольку выражает мнение владельца компании относительно возможностей ее дальнейшего использования. Основные стоимости этого вида:
• полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) — совокупность затрат, требующихся на воспроизводство копии объекта из тех же или иных аналогичных материалов, рассчитанная в текущих ценах;
• полная стоимость замещения — текущая стоимость нового объекта, являющегося по своим характеристикам наиболее близким аналогом оцениваемого объекта.
Другими словами, полная стоимость воспроизводства — это стоимость создания точной копии объекта, а полная стоимость замещения — это стоимость создания объекта с полезностью, равной полезности оцениваемого объекта;
• стоимость остаточного замещения — минимальные совокупные затраты (в текущих ценах), необходимые для замены данного объекта аналогичным, не хуже рассматриваемого, но не по всем, а лишь по оставшейся части его функциональных конструктивных и эксплуатационных характеристик;
• страховая стоимость — определяется на основании рассмотренных выше стоимостей за вычетом стоимости тех элементов, исключение которых оговорено договором страхования;
• инвестиционная стоимость (в пользовании) — стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестированная. Разность между инвестиционной стоимостью и полной восстановительной стоимостью (или полной стоимостью замещения) характеризует размер капитальных вложений.
Стоимость в обмене определяется исходя из предположения о том, что возможна продажа компании на свободном, открытом и конкурентном рынке в условиях равновесия, устанавливаемого факторами спроса и предложения.
При этом предполагается альтернативное существующему использование компании. Основные стоимости в обмене следующие:
• рыночная стоимост

- проанализировать функции оценки бизнеса в системе финансового менеджмента предпринимательства  Оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов была актуальна в различные периоды исторического развития

Подробнее

Повышение эффективности финансового менеджмента компании на основе реинжиниринга бизнес-процессов  - обосновать применение показателя стоимости компании в качестве критерия оценки эффективности финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов

Финансовый менеджмент. Стратегический маркетинг. Стратегическое управление.  Сущность методов оценки стоимости и эффективности бизнеса.  Стоимость компании: оценка и управление. 2 изд. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.

Читать

Показатель эффективности управления стоимостью компании.  Значение оценки стоимости бизнеса для повышения эффективности стратегического управления компанией.

Традиционные модели финансового менеджмента страдают тем, что в них отсутствуют взаимосвязанные критерии и целевые нормативы эффективности, и  Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.