Развитие системы отечественного перестрахования должно идти по направлению обеспечения надежного размещения крупных рисков в зарубежных страховых и перестраховочных компаниях при максимальном использовании собственных

Невозможно полностью защитить инвестора от влияния всех явлений и факторов, входящих в понятие странового риска. Однако предоставление гарантии по нескольким основным из них сможет существенно повысить привлекательность многих проектов прямого инвестирования в Россию. В связи с этим необходимо определить те элементы странового риска, гарантии по которым будут наиболее эффективны. К таким элементам относятся:

социальные беспорядки, военные действия. Полная или частичная потеря капитала в результате военных действий, а также социальных конфликтов общенационального или локального масштаба, включая нелегитимную смену власти, локальные вооруженные конфликты, забастовки, захват имущества, препятствование в осуществлении управленческих функций и пр.;

принятие правовых актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Полная или частичная потеря капитала и прибыли в результате прямого влияния изменений законодательства всех уровней, внесенных после момента получения гарантии;

не соответствующие законодательству РФ действия или бездействие представителей органов государственной власти, повлекшие полную или частичную потерю капитала или прибыли;

потеря капитала и прибыли в результате нарушения органами государственной власти взятых на себя контрактных обязательств;

национализация и конфискация капитала. Действие или последовательность действий, включая принятие законодательных актов и административные меры исполнительной власти, повлекшие национализацию или конфискацию капитала, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда инвестору своевременно и полностью выплачена предусмотренная законом компенсация;

пересмотр итогов приватизации имущественных объектов, в которые вкладываются средства иностранных инвесторов;

полная или частичная потеря капитала или прибыли в результате введения ограничений конвертируемости рубля, а также введение ограничений на репатриацию капитала или прибыли.
Большинство гарантий из этого списка подробно рассматривались в главе 4. Поэтому остановимся подробнее на гарантии от потери капитала в результате значительной девальвации рубля. Финансовый кризис 1998 г. и последовавшая за ним девальвация национальной валюты России еще свежи в памяти иностранных инвесторов. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность предоставления для отдельных инвестиционных проектов гарантий от потери капитала вследствие масштабной одномоментной девальвации рубля. К сожалению, российский финансовый рынок не способен на сегодняшний день предложить инвестору заслуживающих доверия инструментов хеджирования валютных рисков. Естественно, такие гарантии должны предоставляться только в исключительных случаях, когда, с одной стороны, значимость инвестиционного проекта для экономики региона или всей России очень высока, а, с другой стороны, его доходность для инвестора однозначно зависит от предсказуемости курса рубля. Точная формулировка того, в каком случае девальвация рубля считается страховым случаем, должна детально оговариваться при анализе инвестиционного проекта и предоставлении гарантии. Забегая вперед, нужно подчеркнуть, что предоставление гарантий должно оплачиваться инвестором и стоимость гарантии от потери капитала вследствие девальвации должна быть самой высокой среди всех рисков.

Механизм страхования рисков
Практика предоставления инвестиционных гарантий правительством РФ и региональными администрациями существовала на протяжении всех лет реформ и сыграла существенную положительную роль в привлечении прямых инвестиций. Однако сегодняшнее состояние консолидированного бюджета не позволяет рассчитывать на доверие инвесторов к гарантиям, не подкрепленным конкретными ликвидными активами. Данный фактор, в частности, подрывает эффективность деятельности Российской компании по страхованию инвестиций, созданной Госинкором.
В настоящее время инвесторы могут обращаться в Международное агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), которое страхует их от политических рисков (невозможность репатриации прибыли, экспроприация собственности инвесторов без должной компенсации, а также война). Гарантии вступают в силу, если инвестор не в состоянии воспользоваться правовой системой страны-реципиента. МИГА проводит также политику оказания помощи странам с переходной экономикой.
В начале 2000 г. активно обсуждался вопрос о создании Российского агентства по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Однако решение вопроса столкнулось с разногласиями между различными российскими ведомствами по поводу функций и форм деятельности предполагаемого агентства. Согласно одному из предложений, например, агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков должно будет заниматься страхованием вывоза российского капитала за рубеж. Очевидно, однако, что данная проблема не является первоочередной; ключевую роль в нынешних условиях играет именно выполнение функций по страхованию иностранных инвестиций в России.
Реорганизация структуры Правительства РФ в мае 2000 г. привела к существенному перераспределению функций между министерствами и ведомствами. В этих условиях сложились предпосылки для более эффективного поиска компромиссов между различными подразделениями правительства, что позволяет надеяться на скорейшее решение вопроса об учреждении Российского агентства по страхованию кредитных и инвестиционных рисков.

Кроме того, заслуживает внимания разработанная в Совете по проблемам регионального развития при Министерстве экономического развития и торговли РФ схема гарантирования частных инвестиций в субъектах РФ. Согласно данной схеме защита частных инвестиций от региональных рисков может быть обеспечена через создание национальной системы гарантирования инвестиций, главная роль в котором должна принадлежать региональным властям. В большинстве субъектов предполагается применять три относительно независимых механизма гарантирования инвестиций.
Первый предполагает, что будут использоваться только внутренние источники и агенты гарантирования, расположенные на данной территории. Агентами гарантирования могут выступать как региональные власти, так и негосударственные страховые агентства.
Другой способ защиты от некоммерческих инвестиционных рисков использует только внешние источники. В этом случае агентами гарантирования могут выступать федеральные власти, иностранные государства и международные финансовые институты.
Наконец, третий механизм гарантирования носит смешанный характер и представляет собой нечто среднее между первым и вторым.
Для каждого из способов должны использоваться разные источники предоставления гарантий. Так, в первом случае основным источником может быть региональный бюджет развития, местный гарантийно-залоговый фонд, средства территориальных страховых агентств. Таким образом, создание национальной системы гарантирования инвестиций предполагается начинать с организации гарантийно-залоговых фондов. Эти фонды должны распоряжаться ликвидными активами, принадлежащими субъекту Федерации: пакетами акций предприятий региона, недвижимостью, правами на долгосрочную аренду или покупку земли, драгоценными металлами.
Региональные власти оценивают этот проект положительно. Отрицательным моментом является громоздкость исполнения (необходимо менять федеральное и региональное законодательство). Кроме того, вряд ли можно рассчитывать на доверие иностранных инвесторов на гарантии, предоставленные за счет активов, находящихся на территории Российской Федерации в ведении российских административных органов. Такие активы сами подвержены влиянию странового риска России, и поэтому выданные за счет них гарантии ни в коей мере не служили бы снижению странового риска инвестиций. Таким образом, целесообразно уделить внимание возможным направлениям доработки проекта реализации схемы гарантирования частных инвестиций в субъектах РФ, имеющим целью минимизировать указанные выше недостатки.
Для обеспечения максимального доверия к механизму страхования инвестиций и, соответственно, для привлечения возможно большего объема ПИИ этот механизм сам по себе не должен быть подвержен действию странового риска. В связи с этим целесообразно создание за рубежом, вне юрисдикции России, Российского фонда страхования иностранных инвестиций (далее — Фонд), за счет капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению целесообразно привлечь также иностранного управляющего (роль которого может выполнять один из ведущих транснациональных инвестиционных банков или компаний).
Гарантии должны предоставляться инвесторам на платной основе. Размер страховой премии по каждому из страхуемых рисков должен устанавливаться отдельно и подвергаться пересмотру в зависимости от экономической и политической ситуации в России, а также от спроса на страхование риска со стороны инвесторов. Предположительно величина ежегодной страховой премии должна составлять от 0,5% до 2% от объема застрахованного капитала в зависимости от вида риска, отрасли и региона инвестирования. Политика и правила предоставления гарантий должны быть максимально понятны и прозрачны. Только тогда инвесторы смогут полноценно управлять рисками своих проектов и осознанно принимать решение о том, какая часть инвестируемого капитала и от каких именно рисков должна быть застрахована.
Механизм возмещения инвесторам потерянного капитала сам по себе должен исключать влияние российского странового риска. При наступлении страхового случая сторонам, вовлеченным в конфликт, должно быть предоставлено время для урегулирования отношений. Государство в лице органа, отвечающего за программу страхования прямых инвестиций, на этом этапе должно приложить все усилия для защиты инвестора и минимизации ущерба его интересам, снижая таким образом вероятность требования инвестора о возмещении ему ущерба за счет гарантийного фонда. Если конфликт не урегул

Стоит понимать, что страхование рисков иностранного инвестирования не обязательно предполагает привычные для обывателей формы страхования – регулярные небольшие выплаты страховой компании, для того

Подробнее

Обычно в западных компаниях риск страхования отмены поездки включается в типовые программы страхования вместе с медицинскими, транспортными и другими рисками наступления страхового случая.

Взаимоотношения между отечественными и зарубежными страховщиками ограничивались только перестрахованием всех крупных российских  Перестрахование рисков между отечественными страховыми компаниями практически отсутствовало.

Введение 1. Понятие страхования и управления риском 1.1 Понятие, классификация рисков и их оценка 1.2 Понятие страхования предпринимательского риска 1.3 Виды страхования предпринимательского риска 1.4 Хеджирование 2. Зарубежный опыт

Читать

Кодекс взаимного страхования, относящийся к обществам взаимного страхования и касающийся рисков и медицинского страхования, оговоренных в Кодексе социального страхования; Страховой кодекс, действующий в отношении страховых компаний

Крупнейший в США страховщик торговых и промышленных рисков. Действует с 1919 г., представляет собой холдинговую компанию со  Зарубежная деятельность — сравнительно новая сфера деятельности для французских страховых обществ.