стратегия управления ликвидностью банка

Загрузка... 5.4. Ликвидность и платежеспособность банка
Термин «ликвидность» означает возможность легко реализовать, продать, превратить материальные ценности и прочие активы в денежные средства.
Под ликвидностью банка понимается его способность обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Для этого банк должен располагать необходимой суммой ликвидных средств либо иметь возможность быстрого их получения с помощью займов или продажи активов. Баланс считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву.
Риск ликвидности — это риск, который в определенный момент может заставить банк приобретать наличность по более высокой цене или терпеть убытки при срочной продаже своих активов.
Центральным банком Российской Федерации принята следующая классификация активов по степени их ликвидности:
1) первоклассные ликвидные активы: касса, средства на корреспондентском счете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги, гарантированные государством;
2) ликвидные средства: кредиты и другие платежи в пользу банка со сроками исполнения в ближайшие 30 дней, банковские инвестиции в долгосрочные ценные бумаги, ценности (включая нематериальные активы), которые могут быть превращены в денежные средства;
3) трудноликвидные активы: долгосрочные кредиты, вложения в недвижимость;
4) неликвидные активы: просроченные кредиты, ненадежные долги, здания и сооружения, принадлежащие банку.
Необходимо обратить внимание на то, что долгосрочные кредиты относятся к разряду труднореализуемых активов. Именно поэтому проблема ликвидности при ипотечном долгосрочном кредитовании становится столь актуальной.
На ликвидность баланса влияет целый ряд факторов. Прежде всего, это структура активов: чем больше среди активных операций банка первоклассных ликвидных активов, тем более ликвиден банк. Второй фактор — качество активов, т.е. степень риска отдельных активных операций: чем больше доля высокорисковых активов, тем выше доходность, но ниже ликвидность. При управлении ликвидностью всегда стоит проблема балансировки между ликвидностью и прибыльностью (в конечном счете, платежеспособностью). Существенное влияние на ликвидность баланса оказывает также структура и качество пассивов. Если банком привлекаются в основном краткосрочные вклады, вклады до востребования, т.е. те самые «короткие» пассивы, которые в любой момент могут быть отозваны, то это негативным образом влияет на ликвидность баланса банка. Еще одним фактором, влияющим на ликвидность баланса, является возможность получения банком средств от других кредитных организаций. Если это крупный, устойчивый, хорошо зарекомендовавший себя банк и у него долгосрочные партнерские взаимоотношения с другими банками, то для такого банка, как правило, несложно привлечь ресурсы при возникновении краткосрочной проблемы ликвидности. Иначе говоря, для таких кредитных организаций проблема ликвидности решается легче.

Повышенный спрос на ликвидные средства может возникнуть:
• в результате срочного снятия клиентами денег со своих счетов;
• в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решил принять (это или заявки на получение новых кредитов, в частности ипотечных, вытекающих из целевых накопительных счетов, или возобновление кредитных договоров, или предоставление средств по существующим кредитным линиям);
• при исполнении обязательств банка.
Решение проблем ликвидности связано с определенными затратами (выплаты процентов по межбанковским займам, затраты времени и денег на поиск ликвидных средств).
Управление ликвидностью связано с риском изменения рыночных процентных ставок. С их ростом увеличивается стоимость привлекаемых ресурсов, кроме того, уменьшается стоимость финансовых активов, которые необходимо продать.
К числу причин возникновения серьезных проблем с ликвидностью можно отнести:
• несоответствие между сроками получения средств по активным операциям и сроками выполнения обязательств по основным пассивным операциям;
• высокую долю обязательств, которые нужно немедленно выполнить (вклады до востребования), ? это требует прогнозирования возникновения повышенного спроса на средства, а также создания резервов;
• чувствительность банка к изменению процентных ставок: при понижении процентных ставок многие клиенты изымают деньги в поисках более прибыльного их вложения; при росте процентных ставок сокращается потребность в новых кредитах, ускоряется использование кредитных линий, по которым существует договоренность о более низких процентных ставках; таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе как на депозиты, так и на кредиты.
Удовлетворение спроса на ликвидные средства является приоритетным для банка, так как от этого зависит доверие к нему клиентов.
Существуют три общих подхода к управлению ликвидностью.

1. Управление ликвидностью через управление активами (трансформация активов). Как правило, эту стратегию используют мелкие банки, которые должны иметь в структуре своих активов быстрореализуемые надежные финансовые инструменты. При подобном подходе эти активы должны пользоваться спросом на некотором постоянном рынке. Этот рынок должен быть достаточно объемным, со стабильными ценами на активы, т.е. должен обладать способностью принимать все продаваемые активы без значительного снижения цен на них. Следует иметь в виду, что это достаточно дорогой способ управления ликвидностью, так как такие быстрореализуемые активы, как правило, малоприбыльны, малодоходны. Однако они обеспечивают возможность поддерживать ликвидность.
2. Управление ликвидностью через управление пассивами. Эту стратегию реализуют в основном крупные банки с устойчивой репутацией. Вопрос ликвидности решается путем привлечения кредитных ресурсов от других банков либо за счет привлечения депозитов. Однако здесь существует проблема, связанная с тем, что в момент повышенной потребности в ликвидных средствах может значительно измениться общая экономическая ситуация, в результате чего повысятся цены на финансовые ресурсы, обострится проблема наличия свободных денежных средств у большинства финансовых институтов и вкладчиков. При этом высока вероятность того, что межбанковские кредиты будут получены по более дорогой цене. Чтобы избежать подобных негативных последствий, крупные банки строят систему устойчивых партнерских отношений с различными финансовыми организациями на основе различных форм и методов привлечения средств.
3. Стратегия сбалансированного управления ликвидностью. Данный подход является наиболее приемлемым. Это комплексная стратегия, предполагающая соблюдение баланса между управлением активами и пассивами. При таком подходе банки держат часть своих активов в виде высоколиквидных надежных инструментов и частично решают проблему ликвидности за счет привлечения кредитных ресурсов либо депозитов благодаря согласованной стратегии управления пассивами и активами.
Обеспечение и поддержание ликвидности — это серьезная проблема, поэтому, помимо того что банки сами занимаются управлением ликвидностью, существует централизованное регулирование ликвидности банков со стороны Банка России. Банк России устанавливает нормативы ликвидности, осуществляет контроль за качеством активных и пассивных операций .
Среди этих нормативов можно выделить следующие:
• норматив мгновенной ликвидности — отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования;
• норматив текущей ликвидности банка — отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней;
• норматив долгосрочной ликвидности банка — отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года;
• норматив общей ликвидности — процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка.
Остановимся более подробно на проблемах ликвидности, связанных непосредственно с ипотечным жилищным кредитованием, т.е. способах обеспечения ликвидности при долгосрочном жилищном ипотечном кредитовании. Поскольку ипотечный кредит является долгосрочным активом, попадающим в группу трудноликвидных активов, то проблема управления ликвидностью при ипотеке встает остро. Каким образом она решается?
Чтобы обеспечить ресурсами долгосрочный кредит, банк в идеальном случае должен иметь долгосрочные пассивы, соответствующие по срокам, процентам и другим параметрам кредитов. Банк может получить пассивы различными способами. Например, это могут быть средства юридических и физических лиц, привлекаемые в виде долгосрочных депозитов. Другим источником долгосрочных ресурсов является выпуск долгосрочных облигаций и других ценных бумаг, в том числе обеспеченных ипотечными кредитами. Этот способ привлечения средств широко используется в европейских странах, где банки и финансовые организации выпускают ипотечные облигации.
Основным источником долгосрочных ресурсов, как правило, являются привлекаемые через ипотечные ценные бумаги средства страховых компаний и пенсионных фондов, т.е. те самые ресурсы, которые во всем мире являются основой финансовой базы ипотеки. Именно пенсионные фонды и страховые организации ? основные покупатели ипотечных ценных бумаг, поскольку они сами привлекают долгосрочные ресурсы и нуждаются в их надежном размещении. В перспективе в России, по мере развития страхового дела и системы негосударственных пенсионных фондов, средства этих институциональных инвесторов могут стать основным источником долгосрочных ресурсов для банков, предоставляющих ипотечные кредиты.
Следующий источник долгосрочных пассивов — это долгосрочные кредиты иностранных инвесторов. Важно организовать сотрудничество с иностранными инвесторами, готовыми предоставить долгосроч

Стратегической составляющей процесса управления ликвидностью банка соответствуют стратегия размещения средств, стратегия формирования ресурсной базы, стратегия достижения сбалансированной ликвидности банка.

Подробнее

Стратегии управления ликвидностью в коммерческом банке. Управление ликвидностью является одной из важнейших функций финансового менеджмента кредитной организацией

стратегии управления ликвидностью коммерческого банка

3. Показатели оценки ликвидности банка. 4. Управление банковской ликвидностью.  Специфические – в целом. 27 Стратегии управления ликвидностью: Управление активами Управление активами Управление

Читать

Именно поэтому вопросы расчетов, планирования и управления становятся важнейшими направлениями в деятельности коммерческих банков. Существуют три основных стратегии управления ликвидностью: стратегии управления активами

6.1. Понятие ликвидности и управление ликвидностью банка, оценка ликвидности, определение потребности банка в ликвидных средствах. 6.2. Цели и организация управления ликвидностью в банке. Теории и стратегии управления.