Участие страховых организаций в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Страховые организации осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение путем заключения договоров страхования пожизненной

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» граждане имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд определено статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона 75-ФЗ по организационно – правовой форме негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
На основании статьи 4 Закона 75-ФЗ создание негосударственных пенсионных фондов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учредители (учредитель) негосударственных пенсионных фондов не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Фонд приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Учредительным документом негосударственных пенсионных фондов является устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).
На основании статьи 8 Закона 75-ФЗ основными функциями негосударственных пенсионных фондов являются:
- разработка правил фонда;
- заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;
- аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;
- ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;
- ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;
- информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключение договоров с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;
- оплата услуг и возмещение расходов иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, раздельно по видам деятельности фонда за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе за счет части дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещение составляющих его денежных средств;
- формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервов;
- организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
- заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

- оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
- оплата расходов, связанных с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;
- рассмотрение отчетов управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- расторжение договоров с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
- применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
- ведение в установленном порядке бухгалтерского и налогового учета;
- ведение обособленного учета имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- осуществление актуарных расчетов;
- назначение и осуществление выплаты негосударственных пенсий участникам;
-назначение и осуществление выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
- назначение и осуществление выплаты профессиональных пенсий;
- осуществление выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионным Фондом Российской Федерации;
- принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
- предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;
- осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.
Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде Российской Федерации от 17 января 2003 года №8 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона от 10 января 2003 года №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что впредь до изменения нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года №14-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ, негосударственные пенсионные фонды при осуществлении своей деятельности обязаны руководствоваться действующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и приказами Инспекции негосударственных пенсионных фондов в части, не противоречащей Федеральному закону от 7 мая 1998 года №75-ФЗ.
Государственным органом при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года №1117 «Об утверждении Положения об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» является Инспекция негосударственных пенсионных фондов (далее – Инспекция).
Основными задачами Инспекции являются:
-
лицензирование деятельности Негосударственных пенсионных фондов,
-
регистрация пенсионных правил,
-
установление нормативного размера пенсионных резервов фондов,
-
контроль над размещением пенсионных резервов,
-
разработка нормативных и методических документов,
-
установление сроков сдачи специальной отчетности.
Негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) занимаются аккумулированием пенсионных взносов вкладчиков, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда.
Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет;
- иметь опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного

И именно по этой причине при внедрении накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования, опыт негосударственных структур будет иметь огромное значение.

Определенный интерес представляет структура негосударственных пенсионных фондов по соотношению в их деятельности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Современная российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития contemporary  Риски негосударственного пенсионного страхования. Муравлева Т. В.

Читать

Организационно-правовые формы негосударственного пенсионного страхования (добровольные) могут  Кроме этого, им определена структура и механизмы функционирования двух обязательных составляющих трехуровневой пенсионной

Негосударственное пенсионное обеспечение. 1. Сущность негосударственного пенсионного страхования. 2. Сущность и виды НПФ. 3. Организационная структура НПФ.