сущность бухгалтерского учета в банках

ЕГЭ 2016 Интересные тесты Изменения 2016 Главная » Бухгалтеру »
Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческих банках
Бухгалтерский учет и отчетность в коммерческих банках
Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Внимание!
Если Вам понравился
наш сайт,
то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.
Бухгалтерский учет в банках и его особенности. Бухгалтерский баланс коммерческого банка
Основные формы отчетности коммерческих банков перед Банком России Бухгалтерский учет в банках и его особенности. Бухгалтерский баланс коммерческого банка
Бухгалтерскому учету в банках присущи отличительные черты, обусловленные спецификой обслуживания сферы денежного обращения, что отражается в организации учетно-операционной работы.
Организация учетно-операционной работы в банке включает в себя:
• построение учетно-операционного аппарата;
• организацию рабочего дня и документооборота;
• внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-операционного аппарата выделяются учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависит от направления и масштаба деятельности банка.
Например: ведение счетов осуществляют учетно-операционные работники и далее доверенные сотрудники банка оформляют и подписывают расчетно-денежные документы. Счета и операции распределяются между соответствующими исполнителями, регистрируются в специальной книге, оформляются подписями главного бухгалтера и работников.
Организация учетно-операционной работы должна обеспечивать выполнение следующих условий:
• все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного дня, отражаются в бухгалтерском учете за этот день (операционное время выбирается банком самостоятельно);
• движение денежных средств по документам клиента должно производиться в тот же операционный день;
• бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее начала следующего дня.
При оформлении банковских операций необходимо обеспечить контроль над их законностью и сохранностью средств. Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления документа и заверяет его своей подписью. Если документ требует дополнительной проверки, то он передает его контролеру, — после его проверки операция исполняется. Все проведенные операции с различной степенью детализации отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Бухгалтерия является одним из структурных подразделений банка. Но бухгалтерский аппарат банка не ограничивается бухгалтерией, как структурным подразделением, поскольку практически во всех подразделениях крупного банка есть бухгалтерские работники, формирующие баланс банка по счетам соответствующих подразделений (валютные операции, ценные бумаги и пр.).

Завершающим этапом учетного процесса является общая характеристика состояния банка на конкретную дату (определяемая путем составления баланса и других форм отчетности).
Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческого банка, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банка на начало и конец отчетного периода. Баланс банка это основной документ бухгалтерского учета, отражающий суммы остатков всех лицевых счетов аналитического учета. Анализ сведений, отраженных в балансе, позволяет дать комплексную характеристику деятельности банка за определенный период. Оценка баланса дает возможность определить наличие собственных средств, изменения в структуре источников ресурсов, состав и динамику активов и т.д. Кроме того, на основе баланса можно судить о состоянии ликвидности, доходности и о возможных перспективах развития коммерческих банков.
Состав и структура баланса банков зависят от характера и специфики их деятельности, принципов построения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях и применяемых банковских операций.
Выделяются следующие пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете:
• внутренние (руководители, учредители, участники организации),
• внешние (инвесторы, кредиторы и др.). Основными задачами бухгалтерского учета являются:
• формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и об ее имущественном положении;
• ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
• определение внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации и предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.
Учетная политика банка основана на плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и Правилах бухгалтерского учета, которые разработаны на основе накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране и сложившейся практики банковского учета в зарубежных государствах. Бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации — в рублях — путем двойной записи на взаимосвязанных счетах непрерывно с момента регистрации банка в качестве юридического лица до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

План счетов бухгалтерского учета и Правила его применения определены Положением Банка Российской Федерации № 205П и основаны на следующих международных принципах бухгалтерского учета:
1. Принцип непрерывности деятельности.
Суть этого принципа такова: составление годовой финансовой отчетности предполагает продолжение деятельности банка в обозримом будущем. В том случае, если предусматривается ликвидация банка, должны вноситься изменения в оценку его активов и пассивов.
Продажная цена офиса в связи с падением цен на недвижимость составила 60 денежных единиц.
При этом:
• в случае непрерывности эксплуатации основные фонды (ОФ) будут учитываться по стоимости 80 денежных единиц;
• в случае ликвидации банка ему следует учесть скрытый убыток и осуществить проводку дополнительной амортизации из расчета: 80—60=20 денежных единиц.
Положение Банка Российской Федерации «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 205П.
2. Принцип постоянства правил бухгалтерского учета.
Банки должны применять постоянные методы бухгалтерского учета, позволяющие пользователям банковской отчетности анализировать финансовое состояние банка во времени. При вынужденных изменениях методов учета банку следует переоформить финансовую отчетность за предыдущий год (в соответствии с новыми методами).
3. Принцип осторожности.
В ходе проведения банковских операций необходимо оценивать активы и пассивы с определенной степенью осторожности. В особенности данное правило касается перенесения на следующий год неопределенностей, связанных с финансовым положением банка. В этой связи доходы должны отражаться только после их реализации, а расходы, как только появляется возможность их произвести. Этот принцип требует обязательного резервирования средств под сомнительные ссуды, если финансовое положение заемщика сомнительно или гарантии, представленные банку не внушают доверия.
4. Принцип наращивания доходов и расходов.
Банковские операции подразделяются по месячным и квартальным периодам. Годовые отчеты составляются за финансовый год. Финансовые результаты (доходы и расходы) приходуются сразу после их осуществления нарастающим итогом.
5. Принцип реального отражения активов и пассивов. Кредиторская и дебиторская задолженность, счета доходов и расходов
хозяйствующих объектов должны оцениваться отдельно. Например, если банк А имеет с банком Б два балансовых счета, скажем, по межбанковскому кредиту, представленному и межбанковскому кредиту полученному, то по каждому из них оформляются соответственно доходы и расходы.
6. Принцип незыблемости входящего остатка.
Остатки на начало текущего года должны соответствовать остаткам на конец предшествующего года.
7. Принцип приоритета содержания над формой. Финансовые отчеты должны достоверно отражать экономическую
и финансовую сущность операций. Все банковские операции необходимо отражать в балансе, исходя из их экономического содержания и правовой формы. Реализация этого принципа позволяет получить достоверную и правдивую оценку финансового положения банка. Этот принцип не допускает искусственного наращивания баланса, которое не отражает реальных экономических операций. В частности, банки не могут давать друг другу ссуды на одинаковые суммы без использования реальных кредитных ресурсов.
8. Открытость.
Финансовые отчеты должны быть достаточно подробными, отражать суть операций, они не должны быть двусмысленными и вводить в заблуждение. В приложениях к финансовым отчетам нужно вносить расшифровки сводных данных по кредиторской и дебиторской задолженности и пр.
9. Консолидация.
Если банк имеет филиалы, то он должен составлять сводные консолидированные отчеты, в которых будет отражаться вся экономическая ситуация в целом по банку. Для этого необходимо унифицировать счета филиалов и отделений и уменьшить баланс на межфилиальные операции и взаимные вложения.
10. Существенность.
В финансовых отчетах должна содержаться вся необходимая информация в достаточном объеме. Не существенную информацию в отчеты включать не следует.
Коммерческий банк составляет сводный баланс и отчетность в целом по банку по счетам второго порядка.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. Счета в бухгалтерском учете коммерческого банка определены только как активные или только как пассивные.
Активные счета предназначены для учета активных операций банка, пассивные — для пассивных. Каждый счет имеет две стороны: левая сторона счета дебет, правая кредит. Остаток на счете называется « сальдо».
Сумма каждой банковской операции отражается на счетах дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. Соблюдение этого условия всегда позволяет проверить сделку по месту возникновения затрат и их характеру, так как двойная запись предопределена следующим объективным фактором «нет прихо

Следовательно, сущность бухгалтерской отчетности – это обобщение данных текущего бухгалтерского учета в виде удобных таблиц, графиков и прочих установленных форм

сущность и назначение бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в банках

Сущность и назначение бухгалтерского учета. Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит.  по дисциплине: «Бухгалтерское дело». на тему: «Сущность и назначение бухгалтерского учета».

Читать

Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках. Предмет и метод бухгалтерского учета и операционной техники в банках.

Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках. 1.1 Предмет бухгалтерского учета в кредитных организациях.  1.4 Основные задачи бухгалте.