В статье исследовано функционирование платежной инфраструктуры и предложены направления регулирования платежных систем в процессе формирования национального платежного пространства с целью повышения устойчивости

В последнее десятилетие произошли существенные перемены в оценке значимости платежной системы для поддержания стабильности функционирования национальной финансовой системы и экономики в целом. В результате функции центральных банков в сфере платежной системы стали одними из приоритетных как на национальном, так и на международном уровнях, что подтверждает работа Банка международных расчетов. Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основными функциями Банка России в сфере платежной системы в настоящее время являются функция регулятора и функция оператора собственной платежной системы. Настоящая статья посвящена рассмотрению действующей модели регулирования платежных систем и расчетов, подходов к ее совершенствованию, а также отдельных аспектов регулирования платежной системы Банка России и частных платежных систем.
Общие подходы
к регулированию платежных систем и расчетов
Определение подходов к совершенствованию регулирования платежных систем и расчетов зависит от ряда предпосылок, к которым можно отнести:
— необходимость интеграции национальной платежной системы с платежными системами развитых зарубежных стран и системой «ТАРГЕТ» с учетом планируемой конвертируемости рубля (2007 г.), перехода на МСФО (с 2004 г.) и вступления в ВТО;
— осуществление унификации в рамках СНГ правил регулирования платежных систем и расчетов на основании международно-признанных подходов в целях обеспечения расчетов между государствами-участниками в рамках существующих интеграционных объединений (ЕврАзЭС, Союзное государство, ЕЭП);
— необходимость надзора за частными платежными системами.
При определении подходов к регулированию должны учитываться:
— действующая структура законодательства, в первую очередь положения Гражданского кодекса РФ (главы 45, 46), Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
— тенденции развития платежной системы Банка России и частных платежных систем;
— принципы, которые изложены в документах Банка международных расчетов, Европейского центрального банка и других международных организаций;
— Стратегия развития банковского сектора РФ, Основные направления денежно-кредитной политики и другие документы программного характера.

Текущее состояние нормативного регулирования характеризуется следующими особенностями:
— регулированием форм расчетов (Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», далее — Положение № 2-П) с точки зрения документов, которыми оформляются операции;
— отсутствием единых принципов в отношении различных технологий. Нормы Положения № 2-П ориентированы на использование расчетных документов на бумажных носителях. Нормы, касающиеся электронных технологий, содержатся в других нормативных актах Банка России (Положение Банка России от 12.03.98 № 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России», Положение Банка России от 10.02.98 № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями», Положение Банка России от 09.04.98 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием»), которые слабо связаны с общими принципами;
— использованием общепринятых в международной практике понятий (в первую очередь «перевод денежных средств») только в случае операции перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»). В остальных случаях роль банков сводится к перенаправлению (переоформлению) расчетных документов клиентов;
— отсутствием в нормативных актах Банка России упоминания о платежных системах (Банка России и частных платежных системах), их участниках, критериях доступа, правилах платежных систем и их статусе, а также особенностях осуществления расчетов через платежные системы. Так, в части II Положения № 2-П содержится указание об осуществлении расчетов на валовой основе, но в привязке к корреспондентскому счету, а не платежной системе;
— регулированием межбанковских операций в привязке к соответствующему типу счета (корреспондентского счета в Банке России, корреспондентского счета в другой кредитной организации (счета «лоро»—«ностро»), счета МФР) и с точки зрения порядка приема и исполнения расчетных документов.
Изменения действующей модели нормативного регулирования будут направлены на:
— унификацию подхода к средствам оформления расчетных операций путем введения понятия «инструмент безналичных расчетов», под которым могут пониматься документ на бумажном носителе, документ в электронной форме, платежная карта и иные электронные средства платежа. Такой подход соответствует международным принципам, выделяющим в качестве одного из элементов платежной системы инструменты, посредством которых осуществляется перевод денежных средств;

— четкое разделение инструментов, используемых клиентами, и инструментов, используемых банками;
— определение процедур, общих для всех инструментов, таких, как составление, передача, удостоверение прав, прием к исполнению, контроль, акцепт (авторизация), исполнение, которые в международном понимании образуют клиринг. Кроме того, должны быть описаны специальные процедуры, используемые при межбанковских расчетах (неттинг, оптимизация);
— при переводе денежных средств решение вопросов о моменте возникновения (прекращения) обязательств каждого банка по переводу, установление правил в отношении ошибок при переводе, момента наступления безотзывности и сроков завершения перевода;
— определение требований к организации платежной системы (возможные участники платежной системы и их типы, критерии допуска, способы и порядок идентификации участников, функции оператора платежной системы), правилам платежной системы (с акцентом на механизмах управления рисками) и мерам по надзору за соблюдением частными платежными системами установленных требований.
Основными целями активизации регулятивной функции Банка России, как минимум, должны быть:
1) устранение правовых препятствий для развития рынка платежных услуг и внедрения инноваций;
2) поощрение конкурентных рыночных условий;
3) развитие и внедрение эффективных стандартов, в том числе отраслевых, разработанных самими участниками рынка, а также необходимой инфраструктуры.
Совершенствование нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов
через Банк России
Учитывая, что платежная система Банка России является в настоящее время единственной из системно-значимых платежных систем России, актуальной является задача совершенствования функции Банка России как оператора собственной платежной системы.
Стратегией развития банковского сектора РФ, утвержденной Правительством Российской Федерации и Банком России, определено, что совершенствованию платежной системы России будет способствовать построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями.
Это позволит существенно повысить роль национальной платежной системы в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию в международные платежные системы.
Для повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России потребуются изменения подхода к разработке нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетов через Банк России. К основным принципам нового подхода можно отнести:
— целостное описание платежной системы Банка России с точки зрения используемых инструментов, процедур и применяемых правил;
— разграничение участников платежной системы Банка России в зависимости от требований законодательства к операциям, осуществляемых по счетам участников (кредитные организации, органы Федерального казначейства), содержания предоставляемых им услуг (прямые и косвенные участники) и способа доступа к ним (непосредственный или опосредованный через РКЦ);
— определение перспектив развития платежной системы Банка России с учетом необходимости сближения функциональных характеристик региональных расчетных систем и унификации их регламентов с переходом к единому регламенту по московскому времени;
— укрупнение региональных компонент и снижение их количества в целом по стране.
Реализация данных принципов позволит обеспечить унифицированные процедуры и правила осуществления безналичных расчетов через Банк России независимо от структуры расчетной сети Банка России и особенностей применяемых в региональных компонентах программно-технических комплексов.
Другим важным направлением совершенствования регулирования платежной системы Банка России является устранение ряда ограничений и недостатков в правилах осуществления безналичных расчетов через Банк России. Так, уже давно возникла необходимость описания возможных способов расчетов (на валовой основе и на нетто-основе), последовательности исполнения расчетных документов при наличии очереди расчетных документов в течение дня и в конце дня, обеспечения функциональной независимости расчетной системы от системы бухгалтерского учета, а также изменения роли почтовых и телеграфных технологий (резервные по отношению к электронным).
При совершенствовании правил использования расчетных документов в электронной форме дополнительно потребуется:
1) исключить применение электронных платежных документов сокращенного формата;
2) устранить различия в осуществлении внутрирегионал

В целях обеспечения стабильного функционирования национальной платежной системы, новой законодательной базой предусматривается предоставление права для Банка России осуществлять надзор за деятельностью операторов платежной

Подробнее

Актуальность и недостаточная степень научной разработанности проблем развития и функционирования национальной платежной системы определили актуальность и выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Система рефинансирования кредитных организаций постоянно развивается и совершенствуется, при этом одной из приоритетных задач ее развития является обеспечение устойчивого функционирования национальной платежной системы.

Понятие, функции, пилы, законодательные основы функционирования национальной платежной системы России (НПС).  Платеж – движение средств платежа от плательщика к получателю в платежном обороте с целью выполнения денежных

Читать

4. Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение эффективного, бесперебойного функционирования и развития национальной платежной системы

– информировать субъектов национальной платежной системы об опыте функционирования платежных  5. Какие уровни можно выделить в платежной системе? 6. Назовите основную цель функционирования платежной системы.