Анализ факторов повышения эффективности необходимо начать с преобразования базового уравнения эффектив-ности к виду уравнения эффективности использования банковских ресурсов.

Менеджментявляется наукой о наиболее рациональной системе организации и управления. Значимость менеджмента в индустри­ально развитых странах была уже осознана в 30-е гг. XX столетия. Именно тогда эта деятельность превратились в профессию, в область знаний и самостоятельную дисциплину, а социальный слой управленцев — в очень влиятельную общественную силу, постоянно увеличивающаяся роль которой заставила говорить «о революции менеджеров».
Первый прорыв в управленческой мысли, произошедший в начале XX столетия, связан с именем Ф. Тейлора ( «тейлоризм» основан на положении о том, что управлять можно «научно»). Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли состоял в расширении «принципов управления», сформулировщшых А. Файолем в рамках «науки администрирования». Согласно А. Файолю, процесс менеджмента состоит из функций планирования, организации, приказов, координации, контроля.
В современной литературе управление рассматривается как реа­лизация функций планирования, организации, мотивации и конт­роля для достижения поставленных целей. Питер Вейлл, крупный специалист в теории управления, считает ее основой движения за компетентность управления, поскольку, по его мнению, существуют различные, относительно независимые друг от друга виды компетентности в управлении. Поэтому в работе менеджера наиболее существенные результаты достигаются благодаря той или иной степени компетентности. Компетентность менеджера в достижении эффективности управления представляет собой переменную величину высшего порядка. В целом же менеджмент как науку характеризуют следующие принципы, общие для всех сфер деятельности:
направленность действий субъекта управления на достиже­ние конкретных целей
единство цели, результата и средства его достижения
комплексность процесса управления, включающего плани­рование, анализ, регулирование и контроль
единство перспективного и текущего планирования, обеспе­чивающего его непрерывность
контроль за принимаемыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации
материальное и моральное стимулирование творческой ак­тивности, успехов и достижений всего коллектива и каждого его члена
индивидуальный подход к каждому члену коллектива, по­зволяющий максимально использовать его потенциал
заинтересованность каждого работника в повышении своей квалификации, учете и овладении новыми знаниями и сферами деятельности
ориентация на здоровый психологический климат в коллек­тиве
гибкость организационной структуры управления, позволя­ющей решать функциональные и управленческие задачи

Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмен­та, основанного на реальной конкуренции на денежно-финансо­вом рынке между кредитными учреждениями, замене государ­ственного финансирования субъектов хозяйствования рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проек­тов и бизнес-планов. Банковский менеджмент предполагает не просто кредитование той или иной программы, но и контроль за эффективным использованием кредитов. Поэтому банковский ме­неджмент как особая сфера управления возникает лишь в усло­виях развитой рыночной экономики, пройдя при этом несколько этапов:
первый этап (конец 50-х гг. XX столетия) — возникновение и развитие общего банковского менеджмента
второй этап (конец 50-х — начало 60-х гг. XX столетия) — отделение менеджмента расчетно-клиринговых услуг и традици­онно банковских услуг (прием денежных вкладов и кредитова­ние)
третий этап (начало и середина 60-х гг. XX столетия) — развитие менеджмента в сфере страховых услуг, прежде всего в деятельности страховых компаний
четвертый этап (середина 80-х гг. XX столетия) — проник­новение менеджмента и маркетинга в сферу инвестиционно-фондо­вых услуг
пятый этап (середина и начало 80-х гг. XX столетия и до настоящего времени) — приложение концепции синергии к менед­жменту и маркетингу универсальной формы банковско-финансовых услуг
Характерно, что каждый последующий этап сохранял и раз­вивал опыт предыдущих, переходя с одного сегмента денежно- финансового рынка на другой. Наиболее полно этот опыт был использован при реализации концепции синергетического марке­тинга формированием универсальных форм банковско-финансовых услуг через создание отделений (филиалов, дочерних компаний и т.п.). Банковский маркетинг явился основой зарождения рынка финансовых услуг, поскольку именно коммерческие банки оказы­вали до середины 70-х гг. XX столетия большинство банковско-финансовых услуг. Тем не менее банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной управленческой деятель­ности, направленной на достижение конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов. Банковский менеджмент или управление банком в условиях рыноч­ной экономики строится на использовании следующих основных принципов:
ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку пла­нируемую прибыль

постоянное стремление к повышению эффективности банков­ской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов
корректировка целей, задач и программ банка в зависимос­ти от состояния рынка
учет окончательного результата работы банка и его филиа­лов (отделений) в процессе деятельности на рынке
обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связи с валютной и фондовой биржа­ми, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью приня­тия оптимальных решений
рациональный подбор персонала и его эффективное исполь­зование
Использование банковских и трудовых ресурсов подразумевает достижение цели путем минимизации затрат и максимальной эффективности деятельности персонала банка на основе мотивации его труда. Поэтому банковский менеджмент включает в себя три взаимосвязанных звена:
внутрибанковское управление
управление операциями
управление персоналом
Использование банковского менеджмента предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результат управленческой и банковской деятельности получает оценку в процессе проведения различных банковских операций.
Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обус­ловленную характером деятельности данного субъекта экономичес­ких отношений. Как отмечалось, банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом посредством проведения банковских операций. Он предоставляет на платной основе имею­щиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах. Вместе с тем банк «работает» с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организаций, акци­онерных предприятий и обществ, кооперативов, частных лиц. В результате банк становится распорядителем и хранителем обще­ственного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денеж­ных средств клиентов. Поэтому банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочета­ние интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить ликвидность баланса, а значит, устойчивость банка на денежно-финансовом рынке.
Разработка банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближай­шее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных воз­можностей и ресурсов банка. Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности. Базой для разработки банковской политики — целей и стратегии банка — служит полная информационная обеспеченность, которая достигается как в результате деятельности банка за текущий период, так и на перспективу. При разработке стратегических позиций банка пользуются определенными качественными и количественными показателями, т.е. ориентирами и заданиями. Ориентир — это более отдаленная цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии. Определение цели — это наиболее конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.
Различают общие цели (глобальные), которые разрабатываются в целом для банка, и специфические цели — в основном для различ­ных подразделений банка. Общие цели отражают концепцию разви­тия банка и ставятся на длительную перспективу. Они определяют основные направления программ развития банка, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит оценка приоритетов или ранжирование. Приоритетность общих целейу выраженных в коли­чественных показателях или путем формулирования общих направ­лений, может быть представлена следующим образом:
обеспечение оптимальной прибыльности (это объем депозит­ных операций, величина и норма прибыли, доля на рынке, структура капитала, цена акций на первичном и вторичном рын­ках, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества банковских продуктов)
обеспечение устойчивости положения банка (сюда включа­ются расходы на исследование и разработку новых продуктов, потенциал конкурентноспособности, прогнозирование новых рын­ков, организация зарубежной деятельности, инвестиционная и кредитная политика, кадровая политика)
разработка новых направлений развития, новых видов дея­тельности банка (сюда входят диверсификация деятельности, при­обретения и слияния, развитие информационных систем, опреде­ление конкретных фирм и компаний, а также кредитно-финансо­вых институтов, акции которых подлежат покупке, разработка новых секторов банковской деятельности)
Специфические цели разрабатываются в

постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов.  Функции банковского менеджмента представляют собой виды управленческой деятельности

Подробнее

В совершенствовании менеджмента и эффективности работы коммерческих банков в наибольшей степени зависит от грамотной политики по внедрению новых видов услуг на рынке банковских продуктов.

- изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно методику анализа финансового состояния коммерческого

1.2 Маркетинговых подход к менеджменту банковских услуг. 1.3 Качество банковских услуг как важнейший фактор их эффективности.  Маркетинговые планы банка должны быть комплексными по видам банковских услуг, клиентской базы и

Читать

В теории банковского менеджмента упоминаются самые разнообразные виды планирования.  - совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления персоналом

Различают 3 вида банковского менеджмента: • стратегический (общий); • финансовый  Факторы эффективности менеджмента персонала: а) профессиональный рост (обязательное специальное образование)