Условия и порядок назначения и выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению определяются Законами Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании»

1 2 3 4 5 6 7
II. Общее состояние системы социальной защиты трудовых мигрантов из Кыргызстана
^ 2.1 Анализ состояния социальной защиты трудовых мигрантов граждан Кыргызстана, предусмотренных законодательством КР
Вопрос социальной защиты трудовых мигрантов представляет собой широкий круг аспектов требующих вмешательства со стороны государства. Круг задач данного исследования ограничен рамками доступа трудовых мигрантов к льготному обеспечению медицинскими услугами – медицинское страхование и пенсионное обеспечение мигрантов по завершению их вовлеченности в процесс трудовой миграции – пенсионное страхование.
В Кыргызстане социальные гарантии обеспечиваются Законами:
О государственном социальном страховании,
О Медицинском страховании граждан Кыргызской Республики,
О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования,
О государственном пенсионном социальном страховании,
Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Таким образом, существующая нормативно-правовая база охватывает граждан Кыргызстана вне зависимости от сферы их деятельности. В Законе «О внешней трудовой миграции» от 13 января 2006 года прописаны права и обязанности трудовых мигрантов и хозяйствующих субъектов занимающихся трудоустройством мигрантов в стране назначения. Согласно Статье 17 настоящего Закона Трудовой контракт должен зафиксировать, в том числе и следующие пункты:
характер и место оплачиваемой работы, условия труда и его оплата, в том числе за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
размер премий, надбавок и удержания с заработной платы;
организация переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта и членов его семьи;
порядок и условия социального и медицинского страхования трудящегося-мигранта;
порядок возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта в процессе его оплачиваемой трудовой деятельности и другие социальные гарантии
21.
^ Принципы медицинского страхования
Опираясь на интервью с экспертами Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) необходимо заметить, что в Кыргызстане предусмотрена многоступенчатая система медицинского страхования:
базовое государственное медицинское страхование. Программой государственных гарантий обеспечения медицинских и профилактических услуг предусмотрено оказание медицинской помощи всем гражданам Кыргызской Республики за счет средств республиканского и местного бюджетов. Речь идет о том, что любой гражданин республики имеет право на получение бесплатного пакета медицинских услуг на основе минимальных социальных стандартов.

обязательное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование обеспечивает качественной медицинской и профилактической помощью застрахованных граждан Кыргызской Республике в рамках программы обязательного медицинского страхования. Обязательным медицинским страхованием охвачены пенсионеры, военнослужащие, дети до 17 лет, безработные (в случае если зарегистрированы в органах службы занятости), и те лица, чья деятельность осуществляется на основе трудовых контрактов (взносы выплачиваются работодателем и самим работником). На сегодняшний день в Кыргызстане обязательным медицинским страхованием охвачены 76,5% населения. Для таких категорий граждан как пенсионеры, военнослужащие, дети, безработные предусмотрены средства из госбюджета
22.
добровольное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование - форма социальной защиты граждан в Кыргызской Республике, основанная на принципе добровольного участия граждан. Сегодня, стоимость страхового Полиса, составляет 400 сомов, что обеспечивает льготный доступ к получению медицинских услуг.
Таким образом, трудовые мигранты, являясь гражданами Кыргызстана имеют право на льготный доступ к получению медицинских услуг в стране исхода: по программе государственных гарантий обеспечения медицинских и профилактических услуг по минимальным социальным стандартам. Могут быть охвачены обязательным медицинским страхованием при условии соответствия одной из вышеупомянутых категорий населения. И в случае, приобретения страхового полиса по программе добровольного медицинского страхования за 400 сомов.
Однако, вышеуказанные условия обеспечения медицинскими услугами мигрантов не решает проблемы их доступа к мед услугам в стране трудовой миграции. Воспользоваться льготным обслуживанием трудовые мигранты могут только по возвращению на родину.
Вместе с тем, необходимо отметить, что существует отработанная практика въезда в Шенгенскую зону при условии приобретения страхового полиса, который обеспечивает защиту интересов населения в иностранных государствах. Эксперты страховых компаний отмечают, что аналогичная система предусмотрена для трудовых мигрантов вне зависимости от страны назначения. При этом стоимость страховки порядка 50 долларов за год со страховой премией не менее 30 тысяч долларов и возможностью обращаться в медучреждения в случае болезни, а также с возможностью получить компенсацию на репатриацию тела в случае смерти

23.
^ Принципы пенсионного страхования
Вопросы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов не представляют особой актуальности на данном этапе. Однако в недалекой перспективе по возвращению в Кыргызстан мигрантов (второго поколения)
24 по достижению ими пенсионного возраста проблема их пенсионного обеспечения станет одной из приоритетных, поскольку напрямую связана с рисками социально-экономической стабильности.
В Кыргызстане, сформулирована общая концепция пенсионного обеспечения, осуществление которой позволяет реализовать права всех граждан республики на пенсионное обеспечение, включая тех, кто работает за пределами страны в случаях, если они выполняют определенные условия. Пенсионное обеспечение в КР базируется на личной ответственности застрахованных и на строгом соответствии пенсионных выплат размеру внесенных страховых взносов и страховому стажу работы, с использованием персонифицированного учета и личных страховых счетов граждан.
Согласно Закону КР «О государственном пенсионном социальном страховании» общая пенсия состоит из двух частей: солидарной (базовой и страховых пенсий) и накопительной частей. При этом базовая часть пенсии, представляет собой часть пенсии, гарантированной государством лицам, имеющим страховой стаж, т.е. только тот период времени, в который была произведена оплата страховых взносов. Страховая часть пенсии устанавливается с учетом страхового стажа и среднемесячной заработной платы или накопленных страховых взносов. Накопительная часть пенсии устанавливается от суммы пенсионных накоплений, учтенных в накопительной части личного страхового счета.
Таким образом, Законодательство КР не предусматривает создание отдельной системы пенсионного обеспечения для граждан КР, работающих за ее пределами, трудовые мигранты оказались исключены из участия в пенсионной системе страны. Однако, если мигрант захочет включиться в пенсионную систему, на данном этапе у него есть несколько вариантов:
платить страховые взносы с дохода
покупать страховые полисы и получать накопительную пенсию
платить взносы в негосударственные пенсионные фонды
25
Один из реальных механизмов был инициирован Социальным Фондом КР который подписал соглашение с Банком UNISTREAM. Согласно этому механизму трудовые мигранты через Банк UNISTREAM могут бесплатно ежемесячно пересылать на страховой счет в Соцфонд определенную сумму отчислений, затем, эти средства переходят на личный счет трудового мигранта. Нужно сказать, что данная инициатива еще не заработала в полной мере, как отмечают эксперты Соцфонда, только лишь по техническим причинам.
^ В результате, на сегодняшний день, интересы трудовых мигрантов незащищены на государственном уровне, как в стране трудовой миграции, так и в стране исхода. Проблема усложняется тем, что: во-первых, трудовые мигранты не доверяют страховым компаниям (как государственным, так и негосударственным) рассматривая приобретение страхового полюса (пенсионного, медицинского) как дополнительные неоправданные расходы, что можно объяснить отсутствием осознания преимуществ реального действия системы страхования;
во-вторых, необходимо учитывать менталитет трудового мигранта, которому привычнее действовать «на авось», что говорит об отсутствии страховой культуры;
в третьих, как правило, трудовые мигранты не ограничивают (не планируют) себя жестким периодом пребывания в стране трудовой миграции;
в четвертых, оформление документов представляет собой усложненную, для мигрантов, процедуру и требует много времени для прохождения данных процедур. «Примечательно, что 70% мигрантов в принципе не против того, чтобы добровольно перечислять деньги в пенсионный фонд, однако не многие понимают, как это делается и возможно ли это вообще»
26;
в пятых, не совершенна система страхования, не отработаны механизмы и правила между страховыми компаниями и их потенциальными клиентами. Например, по мнению мигрантов, государственная пенсионная система не создает достаточных стимулов для отчислений, так как ожидаемые в последующем пенсионные выплаты намного ниже ожидаемых, накопительная часть страховых взносов существует виртуально.
27 В то же время возможны случаи когда «в процедуре частного обязательного страхования одна из сторон не сможет или не захочет в полном объёме выполнить свои обязательства».
28
Осознавая необходимость обеспечить собственную социальную безопасность и безопасность своих семей, трудовые мигранты ищут различные механизмы. Одним из выходов является принятие российского гражданства. По оценке экспертов Департамента внешней миграции МИД с 1997г. с момента вступления в действие Соглашения об упрощенном порядке получения российского гражданства более 300 тыс. мигрантов из Кыргызстана получили гражданство РФ. Данный показатель свидетельствует о том, что наши граждане пытаются легализоваться в другой стране, возможно часть из них, связывает с Росси

Согласно Закону КР "О государственном социальном страховании" иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в республике, имеют право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию наравне с

Подробнее

При этом среднемесячный заработок (денежное довольствие) для исчисления им пенсий определяется в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании".

Закон Кыргызской Республики от 21.07.1997 устанавливает страховые принципы в обязательном государственном пенсионном социальном страховании граждан и гарантирует застрахованным лицам пенсионное обеспечение при наступлении 8 июня 2014

О государственном пенсионном социальном страховании. (В редакции Законов КР от 25 июня 1998 года N 81, 23 июля 1998 года N 97, 12 сентября 1998 года N  Статья 1. Право на пенсии по государственному пенсионному социальному страхованию.

Читать

Сообщает пресс-служба президента КР: Внесены изменения в законы «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и «О государственном пенсионном социальном страховании».29 июля 2015

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию. Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 16 декабря 2003 года.